Методология и методы социологического исследования, страница 31

3.  Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.2 Ава - Экстра”. 1993  Гл. 5.

4.  Рабочая книга социолога. - М., 1987.

5.  Типология и классификация в социологических исследованиях. М..1982.

6.  Феллингер А.Ф. Статистические алгоритмы в социологических и исследованиях. Новосибирск,1985.

7.  Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа. методы. Издательство "Самарский университет", 1995.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Что такое надежность социологической информации?

2.  Почему, прежде, чем приступить к обработке данных, весь массив надо проверить с точки зрения его возможных отклонений от спроектированной первоначально выборки?

3.  Как осуществить довыборку  массива?

4.  Какие анкеты, бланки интервью подлежат отбраковке при подготовке их к обработке?

5.  Что означает “обратный перевод” с языка анкеты на язык исследователя?

6.  Что называют шифром в социологической информации?

7.  Что называют кодом?

8.  Как при помощи кодирования можно облегчить ручную обработку данных?

9.  План кодирования осуществляется в 2 этапа. Первый этап проводится  параллельно с подготовкой проекта, второй в процессе полготовки данных. Какие процедуры кодирования нужно осуществить на первом этапе, а какие на втором?

10.Почему кодирование  нельзя осуществить за один этап?

IV. Другие формы работы

1.Проанализируйте следующие понятия: надежность, технологичность, качество и полнота социологической информации, код, кодирование кодификатор, перфокарта, табуляграмма, подмассив, шифр, шифровка, алгоритм, линейное распределение, факторизация признаков, интеркорреляции, довыборка.

2. Приведите примеры осуществления различных способов шифровки социологических документов

3. Существуют определенные правила разработки категорий подсчета для ответов на открытые вопросы. Используя результаты социологических исследований, проведенных лабораторией социально- политических исследований ТулГУ "Отношение туляков к общественным переменам в России" и "Социальная адаптация студентов ТулГУ к общественным изменениям в российском обществе", разработайте категории подсчета для ответов на открытые вопросы, руководствуясь следующими правилами (Группа разбивается на подгруппы.).

3.1. Один логический уровень (Группы ответов должны логически относиться к одному уровню, Если требуется одновременно кодирование на различных уровнях, то классифицировать ответы нужно по разным основаниям).

3.2. Четкие различия между категориями (Категории одного логического уровня должны быть четко различимы, чтобы при сортировке ответов не возникали сомнения, к какой категории относится ответ).

3.3. Не ориентироваться на буквальную словесную форму высказываний респондентов: различные слова могут обозначать одно и тоже, очень похожие слова могут значить разное.

3.4. Для каждого ответа - соответствующая категория.

3.5. Избегать лишней "бережливости", некоторыми ответами можно пренебречь.

3.6. Разрабатывать однозначные категории.

3.7. Категории кодирования определяются целью исследования в сочетании с конкретным   собранным  материалом.

4. Напишите следующие задания для специалистов по обработке данных, основываясь на материале конкретных социологических исследований:

- подготовить линейное распределение ответов на вопросы анкеты:

- осуществить простую группировку данных:

- построить двумерные  распределения:

- осуществить многомерные классификации:

- произвести факторизацию каких-либо признаков:

5. Приведите примеры кодирования количественных данных, основываясь на групповых, индивидуальных проектах.

Тема 33. Анализ результатов СИ

1.  Группировка и классификация - простейшие процедуры упорядочения данных.

2.  Определение корреляций между переменными - важнейший способ анализа данных.

3.  Количественно-качественный  анализ результатов  КСИ.

4.  Методы многомерного анализа данных.

Самостоятельная работа

I.  Подготовка сообщений

1.  Методы анализа эмпирических данных.