2. В чем заключается техника активного слушания?
3. Навыки активного выслушивания существуют на двух уровнях: уровне несловесного поведения и техники открытого приглашения к беседе
Поясните, в чем заключается последний уровень?
4. Какое значение несут следующие манеры эффективного несловесного поведения модератора:
- поддерживает хороший зрительный контакт;
- сидит лицом к говорящему;
- слегка наклоняется к собеседнику;
- остается в относительной расслабленности;
- хорошее качество речи - тон голоса, интонации, акценты.
5. Как необходимо организовать физическое пространство для проведения фокус-групп?
6. Почему в процессе проведения фокус - групп модератору нужно различать “открытые” и “закрытые “вопросы?
7. Когда следует задавать открытые, а когда закрытые вопросы?
8. Какими требованиями нужно руководствоваться при выборе модератора?
IV. Другие виды работы
1. Фокус - группу называют группой особого типа. Поясните, чем она отличается от других социальных групп.
2. Назовите “показатели” хорошего и плохого зрительного контакта.
3. Расскажите, в чем выражается хорошие и плохие позы модератора
4. Перечислите деструктивные стили модератора. Расскажите, в чем выражается проявление этих стилей.
5. Укажите, какие вопросы открытые, а какие закрытые:
Пример. |
Открытый |
Закрытый |
1. У вас большая семья? |
||
2. Что вы думаете о своей новой работе? |
||
3. Вы можете побольше рассказать об этой идее? |
||
4. Услугами какой телефонной компании вы пользуетесь? |
||
5. Что повлияло на ваше решение? |
||
6. Вам нравятся электронные телефоны? |
||
7. Когда вы приобрели свой автомобиль? |
||
8. Как это произошло? |
||
9. Каков объем проданной продукции в этом квартале? |
||
10.Вы не приведёте пример? |
||
11.Что бы вы хотели сделать после этого? |
Тема 18. Экспертный опрос
1. Специфика метода экспертного опроса. Критерии отбора экспертов.
2. Функции экспертной оценки: прогнозная, диагностическая оценка степени достоверности массовых опросов.
Понятия:эксперт, экспертный опрос, экспертный лист, экспертная оценка, компетентность эксперта, самооценка экспертов, коллективная оценка экспертов, индексы компетентности, дельфийская техника.
II. Литература
1. Бесстужев-Лада И. В. Основные этапы разработки прогнозов; К комплексной методике социального прогнозирования. // Социс. 1982. № 1.
2. Гордон Л. А., Чертихина Э. С. Экспертная оценка гипотез при изучении перспектив развития образа жизни. // Социс. 1983. № 2.
3. Как провести социологическое исследование. /Под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990. - 288 с.
4. Молодежь Тульского региона: социологический аспект. Тула, 1995.
5. Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях. // Социологические исследования, 1981. №. 3. С. 139-146.
6. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев - 1990.
III. Вопросы и задания
1. Кто для социолога является экспертом?
2. В массовых опросах источником социологической информации, дающей оценку различным сторонам объекта, выступают представители этого же объекта. Может или не может эксперт выступать в качестве представителя объекта? Докажите свою точку зрения.
3. Назовите важнейшие критерии отбора экспертов.
4. Представьте себе, что эксперт Х имеет специальное образование по исследуемой теме, но не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет? Пример: эксперт имеет образование по специальности "политолог", исследуемая Вами тема: "Политические процессы в Тульском регионе", но он совсем не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.