Методология и методы социологического исследования, страница 19

2. В чем заключается техника активного слушания?

3. Навыки активного выслушивания существуют на двух уровнях: уровне несловесного поведения и техники открытого приглашения к беседе

Поясните, в чем заключается последний уровень?

4. Какое значение несут следующие манеры эффективного несловесного поведения модератора:

- поддерживает хороший зрительный контакт;

- сидит лицом к говорящему;

- слегка наклоняется к собеседнику;

- остается в относительной расслабленности;

- хорошее качество речи - тон голоса, интонации, акценты.

5. Как необходимо  организовать физическое пространство для проведения фокус-групп?

6. Почему в процессе проведения фокус - групп модератору нужно различать “открытые” и “закрытые “вопросы?

7. Когда следует задавать открытые, а  когда закрытые вопросы?

8. Какими требованиями нужно руководствоваться при выборе модератора?

IV. Другие  виды работы

1. Фокус - группу называют группой особого типа. Поясните, чем она отличается от других социальных групп.

2. Назовите “показатели” хорошего и плохого зрительного контакта.

3. Расскажите, в чем выражается хорошие и плохие позы модератора

4.  Перечислите деструктивные стили модератора. Расскажите, в чем выражается проявление этих стилей.

5. Укажите, какие вопросы открытые, а какие закрытые:

Пример.

Открытый

Закрытый

1.  У вас большая семья?

2.  Что вы думаете о своей новой работе?

3.  Вы можете побольше рассказать об этой идее?

4.  Услугами какой телефонной компании вы пользуетесь?

5.  Что повлияло на ваше решение?

6.  Вам нравятся электронные телефоны?

7.  Когда вы приобрели свой автомобиль?

8.  Как это произошло?

9.  Каков объем проданной продукции в этом квартале?

10.Вы не приведёте пример?

11.Что бы вы хотели сделать после этого?

Тема 18. Экспертный опрос

1. Специфика метода экспертного опроса. Критерии отбора экспертов.

2. Функции экспертной оценки: прогнозная, диагностическая оценка степени достоверности массовых опросов.

Понятия:эксперт, экспертный опрос, экспертный лист, экспертная оценка, компетентность эксперта, самооценка экспертов, коллективная оценка экспертов, индексы компетентности, дельфийская техника.

II. Литература

1.  Бесстужев-Лада И. В. Основные этапы разработки прогнозов; К комплексной методике социального прогнозирования. // Социс. 1982. № 1.

2.  Гордон Л. А., Чертихина Э. С. Экспертная оценка гипотез при изучении перспектив развития образа жизни. // Социс. 1983. № 2.

3.  Как провести социологическое исследование. /Под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

4.  Молодежь Тульского региона: социологический аспект. Тула, 1995.

5.  Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях. // Социологические исследования, 1981. №. 3. С. 139-146.

6.  Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев - 1990.

III. Вопросы и задания

1.  Кто для социолога является экспертом?

2.  В массовых опросах источником социологической информации, дающей оценку различным сторонам объекта, выступают представители этого же объекта. Может или не может эксперт выступать в качестве представителя объекта? Докажите свою точку зрения.

3.  Назовите важнейшие критерии отбора экспертов.

4.  Представьте себе, что эксперт Х имеет специальное образование по исследуемой теме, но не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет? Пример: эксперт имеет образование по специальности "политолог", исследуемая Вами тема: "Политические процессы в Тульском регионе", но он совсем не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет?