1. Берка К. Измерения, понятия, теории, проблемы. - М., 1987.
2. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. -Киев, 1974.
3. Давыдов А.А. Интервальный анализ социальных систем // Социологические исследования - 1997 - №11.
4. Дейвисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., 1988.
5. Косолапов М.С. Типология шкал как основа адекватной интерпретации исходных данных. // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных М.,1984.
6. Основы прикладной социологии/ Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.
7. Ростовцев П.С, Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета. Методические указания Новосибирский университет им. Ленинского комсомола. - Новосибирск,1997.
8. Саганенко Г.М. Надежность результатов социологического исследования М. 1988.
9. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев, 1986.
10.Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973.
III. Вопросы для самопроверки
1. Что такое измерение социальных процессов?
2. Почему социальные измерения часто называют квалиметрическими?
3. Что означает понятие шкала?
4. Поясните понятие индикатор измерения объекта исследования?
5. Какие измерительные процедуры вы знаете?
6. Что означает надежность измерения?
7. Почему существуют ограничения квантификации первичных социальных характеристик?
8. Какие важнейшие ограничения квантификации вы знаете?
9. Что такое шкала открытого типа?
IV. Другие виды работ
1. Разъясните на примерах, взятых из программ СИ, разработанных в подгруппах или самостоятельно смысл следующих понятий: квалиметрия, квантификация, измерение, эталоны измерения, эмпирический индикатор, шкала, измерительные процедуры, надежность обоснованность, устойчивость и правильность измерения, шкалограмма, нормальные и скошенные распределения, медиана, квартили, мода, дисперсия, перекрестная классификация,
2. Приведите примеры использования в разработке инструментария номинальной шкалы.
3. Какие расчеты проводят на основе применения номинальной шкалы?
4. С учетом того, что порядковая шкала имеет следующий общий вид:
1-я позиция предпочтительнее, чем 2-я, 2-я, чем 3-я и так далее без присвоения баллов |
n максимально положительный ответ
n положительный ответ
n нейтральный ответ
n отрицательный ответ
n максимально отрицательный ответ приведите пример ее использования.
5. Установите равные и неравные интервалы изучаемых социальных свойств. Обоснуйте равенство и разность интервалов.
6. Представьте, что мы изучаем ценностные ориентации людей. Приведите конкретный список ценностей и, используя шкалу рангов, сформулируйте вопрос в инструментарии о том, какие ценности являются более предпочтительными.
7. Сконструируйте номинальную, частично упорядоченную номинальную шкалу и шкалу рангов.
8. А теперь давайте проверим эти шкалы на надежность, валидность, полноту и чувствительность.
Тема 8. Методы СИ: понятие и классификация
1. Метод, техника и процедуры исследования. Методы сбора первичной информации о социальных фактах (общая классификация).
2. Методы регистрации единичных событий (общая характеристика).
3. Система сбора данных: монографические, сплошные и выборочные исследования.
4. Количественные ("жесткие") и качественные ("мягкие") методы.
5. Методы анализа первичной информации.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Методы сбора первичной информации.
2. Количественные ("жесткие") методы.
3. Качественные ("мягкие") методы.
4. Сочетание количественных и качественных методов в СИ.
5. Статистический анализ и системный анализ в СИ. (на примере конкретного исследования).
6. Система сбора данных в СИ.
7. Выборочное исследование.
8. Применение метода описания в СИ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.