Методология и методы социологического исследования, страница 22

Тема 22. Композиция вопросника и разновидности  опроса

1.  Пилотаж и его задачи, в обеспечении процедуры сбора данных в различных видах опроса.

2.  Формулировка вопроса: универсальные и специфические требования.

3.  Открытые и закрытые вопросы и их использование в зависимости от видов инструментария.

4.  Последовательность вопросов

5.  Пробные вопросы: целесообразность использования.

Самостоятельная работа

I.  Подготовка сообщений

1.  Пилотаж как способ апробирования методики (с разработкой авторской методики).

2.  Конструирование вопросников для различных видов опроса. Обоснование последовательности вопросов.

3.  Последовательность вопросов в методике исследования политического поведения туляков.

4.  Проективная техника для изучения социальной адаптации молодежи.

5.  Открытые и закрытые вопросы в различных методиках, исследующих девиантное поведение молодежи.

II. Литература

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.

2. Лютынский Я. Вопрос как инструмент  социологического исследования // Социс. 1990. №1 // Социология 4М., 1998.

3. Маслова О.М. Образы изучаемой реальности в формализованном и нарративном интервью.

4. B Phillips  Sociologikal  Research  Methods. An introduction. Homewood. Illinois 1985.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Как после пилотажа можно развить уже имеющиеся идеи?

2.  Как можно изменить варианты ответов в опросной методике в результате пилотажа?

3.  Каким образом пилотаж позволяет принять решения относительно правильности   включенных в методику вопросов и вариантов ответов?

4.  Согласны ли вы или нет с утверждением о том, что любое исследование есть “двойное“ исследование?

5.  Почему очень тщательно следует подходить к формулировке суждений (лексике) при разработке вопросника?

6.  Включить в закрытый вопрос полный набор альтернатив ответов не всегда возможно, приведите пример таких ситуаций. Как с помощью пилотажа можно дополнить этот набор?

7.  Почему вопросы, касающиеся непосредственно цели исследователя лучше помещать перед вопросами, направленными на получение информации о жизненной ситуации респондента?

8.  Расскажите, в чем суть “техники воронки”? В какой исследовательской области была первоначально разработана “техника воронки”? Кем из исследователей эта техника была разработана применительно к изучению социальной сферы?

9.  Последовательность вопросов служит также для поддерживания интереса респондентов, Покажите на примере разработки конкретной методики, как достигается этот эффект. Время работы 45 мин.

10.В чем заключается сущность техники косвенного теста?

11.В чем заключается подход, получивший название “вопросы, основанные на виньетке”?

IV. Другие формы работ

1. Раскройте смысл следующих понятий:альтернативный ответ, пробный вопрос, техника воронки, семантически дифференцированный инструментарий, неадекватность инструментария, верификация, причинный и косвенный анализ.

2. Проиллюстрируйте конкретными примерами, как пилотаж помогает достичь большей ясности исследовательских вопросов для респондента.

3. Покажите на конкретных примерах, как при помощи пилотажа исследователь может получить новые идеи о вопросах, которые следует задать респонденту.

4. При конструировании вопросных методик мы должны принимать в расчет два важных фактора: простоту выражения и специфичность мнения респондентов. Проиллюстрируйте необходимость этих факторов конкретными вопросами методик по изучению различной проблематики.

5. Покажите, как при помощи использования проективной техники и методики ТАТ исследователь может приблизиться к системе понятий и реальной жизненной ситуации респондента.

6. Проиллюстрируйте конкретными примерами использование “техники воронки”.

7. Разработайте элементы конкретной методики для иллюстрации этой техники косвенного теста

Тема 23. документальные Источники

1.  Понятие документа в социологии.

2.  Понятие достоверности и правила работы с документами.

Самостоятельная работа