2. Обоснование взаимосвязи между переменными (по результатам исследования лаборатории социально- политических исследований ТулГУ “Отношение туляков к переменам в России”).
3. Использование метода таксономии в ходе исследования ”Политическая ситуация в Тульском регионе” (или другого какого- либо КСИ).
4. Применение факторного анализа (на примере конкретного социологического исследования).
5. Количественно-качественный анализ данных в ходе исследования “Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России
6. Кластерный анализ
II. Литература
1. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии М: Институт Социологии, 1990.
2. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии: эволюция подходов // Социс- 1995 - № 5- С. 116-122.
3. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.
4. Комплексный подход к анализу данных в социологии М.: ИС АН СССР, 1989.
5. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. - 1993- №8.
6. Математические методы и модели в социологии. – М.: Ин-т Социологии: 1991, Вып.1.
7. Математические методы и модели в социологии. - М.: Ин-т Социологии. 1991, Вып. 2.
8. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии М.,1993.
9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.1998.
10.Факторный дискриптивный и кластерный анализ М.1987.
11.Чураков А.Н. Модульный анализ структуры зарегистрированных преступлений в российской Федерации // Социс. - 1995. - № 5. - С. 116-122.
III. Вопросы для самопроверки
1. Как соотносятся признаки и индикаторы, включенные нами в инструментарий, при применении группировки и классификации?
2. В чем заключается простая группировка? Приведите примеры группировки выборочной совокупности по различным параметрам.
3. Что значит осуществить перекрестную группировку?
4. Какие переменные дают наибольшую упорядоченность связей?
5. Как репрезентативная и нерепрезентативная выборки влияют на соблюдение правил процентирования?
6. В каких случаях контрольная переменная может выступать в качестве объясняющей или интерпретирующей?
7. Какие методы наглядного отображения многомерных взаимосвязей и взаимозависимостей вы знаете?
8. Что можно выявить при помощи метода факторного анализа? Проиллюстрируйте конкретными примерами использование данного метода.
IV. Другие формы работы
1. Проанализируйте следующие понятия: группировка, простая группировка, перекрестная группировка, типологизация, классификация, частота, относительная частота, эмпирическая и теоретическая типологизация, таксономия, процентирование, контрольный фактор, интерпретирующая и объясняющая связи, спецификация, корреляционный граф, факторный анализ, агрегированный признак, интерпретационная модель.
2. Приведите примеры осуществления перекрестной группировки с целью:
а) обнаружения какой- либо взаимозависимости;
б) осуществления взаимоконтроля показателей;
в) выведения индекса на основе совмещения двух свойств или состояний объекта;
г) определения направления влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое.
3. Одной из задач перекрестной классификации является поиск устойчивых связей, выявляющих свойства изучаемого явления. Приведите примеры выявления таких связей.
4. Перекрестная классификация используется также для выявления тенденции, динамики каких- либо социальных процессов, Проиллюстрируйте примерами тенденции, выявленные с помощью перекрестной классификации.
5.Поясните, в чем заключается эмпирическая типологизация.
6.Сформулируйте тематику конкретных социологических исследований, в ходе которых целесообразно использовать метод таксономии.
7.Раскройте, что представляет собой теоретическая типологизация.
8.Приведите примеры анализа взаимосвязи двух переменных с помощью конкретного фактора.
9. Поясните, что понимают под факторной моделью в социологии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.