Тема: «ОВОЩИ - ФРУКТЫ»
I. Активизация словаря:
Существительные: названия овощей, фруктов и их частей, обобщающие понятия, овощевод, садовод, огород, сад.
Прилагательные: цвет, форма, вкус, какие на ощупь.
Глаголы: растёт, мыть, срезать, есть, чистить, копать, срывать, сажать, поливать, полоть, выдёргивать, зреть, тушить, варить, жарить, солить, квасить, заготавливать; приготовление овощного салата (демонстрация действий, активизация словаря, оречевление действий).
II. Лексико-грамматические игры и упражнения.
1. Д/и «Один - много» (помидор - помидоры - помидоров; яблоко - яблоки - яблок).
2. Д/и «Назови ласково».
3. Д/и «Узнай овощ, фрукт на ощупь» (вкус, запах).
4. Д/и «Что растет на грядке? Что растет в земле? Что растёт на дереве?» (употребление предлогов В, НА).
5. Д/и «Мы считаем».
Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много фруктов, овощей,
Посчитай-ка их сумей. (Ребёнок передаёт фрукт (овощ) стоящему рядом. Второй ребёнок отдаёт фрукт (овощ) следующему. Счёт в игре ведётся до 5 или 10 с каждым фруктом и овощем.)
6. Д/и «Подбери слово-признак» (цвет, форма, вкус).
7. Д/и «Убираем урожай» (поиск соответствующего глагола). Проговаривание действий полным предложением по образцу (Морковь выдёргивают из земли).
8. Д/и «Продолжи предложения» (родительный падеж существительных). Мы сделали салат из ... (свёклы, капусты...).
Мы сварили компот из ...
9. Д/и «Весёлый поварёнок» (образование относительных прилагательных). Я приготовлю салат из огурцов - огуречный салат (с использованием натуральных овощей, фруктов).
10. Д/и «Четвёртый лишний». (По обобщающему слову, по форме, по вкусу).
III.Развитие связной речи.
1. Разучивание загадок.
2. Составление описательных рассказов по схеме.
IV. Звук-буква.
1) Звук и буква "У".
2) Фонетическая ритмика для звука "У.
3) Выделение звука "У" в словах голосом.
4) Кто больше придумает слов со звуком "У
5) Какой 1-й звук в слове:
V. Координация речи с движениями. Мелкая моторика.
"ОВОЩИ"
Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Как - то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. . Рассчитались чётко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с зквязанными глазами.) ...
(Останавливаются, крутят водящего.)
(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)
"УРОЖАЙ"
Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём.
В огород пойдём, Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты, Круглый сочный очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко И вернёмся по дорожке.
Н.Нищева
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
("Таскают".) ("Копают".)
("Срезают".)
(Показывают круг руками - Зраза.) ("Рвут".)
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Тема: ГРИБЫ, ЯГОДЫ
I. Активизация словаря по теме
Существительные: названия грибов, ягод; части грибов, названия деревьев.
Прилагательные: характеризующие цвет, вкус, размер, место произрастания; в каком виде употребляются в пищу.
Глаголы: перебирать, сортировать, жарить, солить, варить, мариновать, заготавливать, сушить, собирать.
Предлоги: на, в, из, у, под.
П. Лексико-грамматические упражнения
1. Рассматривание грибов (закрепить внешний вид, форму, из каких частей состоит).
2. Д/и "Съедобные - несъедобные"
Отработка фразы: Подосиновик - это съедобный гриб.
3. Д/и "Соберем грибы в корзинку"
Отработка фразы: Я положил в корзинку подосиновик, потому что он съедобный гриб.
4. Д/и "Что мы видели, собирали в лесу"
Отработка фраз со словами: груздь - грузди - много груздей.
5. Д/и "Образуй новое слово" Под березой растет -Гриб, который морит мух 6. Д/и "Что изменилось?" (на развитие внимания)
Цель: практическое употребление сущ. в Вин. и Тв. пад. ед. и мн. ч.
7. Д/и "Образуй признаки"
Цель: образование относительных прилагательных.
Гриб - грибной суп, грибная солянка, грибное пюре.
Брусника - брусничный сок, брусничное варенье, брусничная начинка.
8. Д/и "IV лишний" (на развитие мышления)
III. Развитие связной речи
1. Чтение художественной литературы
B. Катаев, "Грибы" Я. Тайц, "По грибы"
C. Аксаков, "Грибы"
Е. Пермяк, "Смородинка"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.