Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 26

Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: зерно, пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, калач, слойка, торт, бублик, пряник, печенье, каравай, лепёшка, пышка, плюшка, баранка, сушка, крошки, корка, мякоть, сухарь, крестьянин, колхозник, хлебороб, хлебозавод и т.д.;

Прилагательные: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, пахучий, хрустящий, пшеничный, ржаной, чёрный, белый, подовый, вкусный, полезный, трудолюбивые, трудная, тяжёлая и т.д.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, молоть, печь, резать, есть, кусать, крошить, намазывать, покупать, продавать, сушить, отламывать, беречь и т.д.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Назови ласково» (хлебные продукты).

·  Д/и «Образуй признаки» Убирать - убранный, печь - печёный, выращивать - выращенный, выращивающий.

·  Д/и «Образуй предмет» (от действий). Сеять - сеялка, косить - косилка, молотить - молотилка, убирать - уборка, жать – жатва

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): свежий калач, буханка хлеба.

·  Д/и «Подбери слова - родственники»: хлеб     хлебный, хлебница, хлебушек, хлебец, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод, хлебопродукт.

·  Д/и «Подбери признак». Булка - свежая, мягкая, сдобная, ароматная, румяная, сладкая и т.д.(хлеб, тесто).

·  Д/и «Подбери действия». Что делают с зерном, мукой, тестом, хлебом

·  Д/и «Образуй слово» Пшеница - пшеничный, рожь - ржаной.

·  Д/и «Объясни словечко»: жатва, пахота, хлебная, нива, «золотые» руки, «золотая» рожь.

·  Про что можно сказать пшеничный, пшеничная, пшеничное?

·  Д/и «Один - много» (хлебные продукты): булка - булки, пряник - пряники и т.д.

·  Д/и «Из каких слов получилось?»: хлебороб, мукомол, землепашец, хлебозавод, хлеборезка, хлебопекарня.

·  Д/и «Кто больше?» (назвать хлебобулочные изделия).

·  Д/и «Булочная» (составление предложений с предлогом за.

·  Назови хлебобулочные изделия со словом много.

3.   Развитие связной речи.

·  Беседа «Откуда хлеб пришёл».

·  Пересказ от лица героев рассказа Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».

·  Объяснить и выучить пословицы о хлебе Хлеб - всему голова. Много снегу - много хлеба. Хлебушек ржаной - отец наш родной.


4.   Звук и буква Щ.

·  Звуко-слоговой анализ слов: лещ, щит, клещи, овощи.

·  Дифференциация Щ - СЬ.

·  Д/и «Наоборот» (повтори парами): ща - ся, ась - ащ, ось - ощ, ысь -   ыщ и т.д.

·  Знакомство с правилом правописания ЩА, ЩУ

·  Письмо, чтение слов, предложений.

·  Списывание слов, предложений с букваря, азбуки.

·  Д/и «Закончи слово» (щ или сь): ры , ло , ле , плю , пове , пла , гу , укра , хво.

5.    Физминутка «Зёрнышко».

Под землёй лежит зерно,

Не боится, что темно.

А когда воды напьётся,

Сил могучих наберётся,

Выйдет вновь на солнышко. Выйдет тонким стебельком, Станет спелым колоском, Золотым, усатым,

Зёрнами богатым.