Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 8




4. Звук и буква Т.

- Определение позиции звука в слове.

- Полный звуко-слоговой анализ слов (ТИНА, ТАНК, НИТКА).

- Чтение слогов

А-          - А

У -   Т    - У

И -         - И

- Выкладывание и преобразование слов (кассы букв): АТ - УТ - ИТ - ТИ - ТИП

5.   Физминутка «Дождик».

Капля раз,                                     (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два,                                     (Прыжок.)

Очень медленно сперва.              (Четыре прыжка.)

А потом, потом, потом                (Восемь прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.             

Мы зонты свои раскрыли,            (Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.                (Руки полукругом над головой.)


Тема: «ПОСУДА»

1.    Активизация словаря:

Существительные: ведро, кастрюля, сковорода, бак, чан, чайник, дуршлаг, ковш, поварёшка, сито, таз, самовар, жаровня, противень, тарелка, вилка, ложка, нож. чашка, стакан, блюдце, ваза, блюдо, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, части посуды;

Прилагательные: новая, старая, кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, деревянная, пластмассовая, кукольная, чистая, грязная, кофейная, фарфоровая, фаянсовая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, красивая, блестящая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, тяжёлая, лёгкая,  повседневная, праздничная;

Глаголы: мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, сервировать, наливать, разбивать, готовить, варить, жарить, тушить, покупать, беречь, ухаживать, вытирать; г  Предлоги: на, в, под, между, около, с, у, без.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Скажи со словом много (кастрюля, чайник, ложка, нож, стакан и т.д.). ♦!♦ Д/и «Волшебник - гномик - великан»: ложка - ложечка - ложище. ♦t* Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): глубокая тарелка, острый нож, маленькое блюдце.

·  Д/и «Подбери признак к предмету»: тарелка - круглая, большая, глубокая, пло ская, лёгкая, тяжёлая, фарфоровая и т.д.

·  Д/и «Подбери предметы к признакам»: хрустальная - ваза, ..., хрустальный - ..., хрустальное - ..., хрустальные - ...

·  Про какую посуду можно сказать МОЙ? МОЯ? МОИ? МОЁ?

·  Д/и «Где живут продукты?». Сахар живёт в ..., соль - ..., сухари - ..., масло - ..., перец - ..., чай - ..., кофе - .... селёдка - ..., конфеты - ..., салат - .... суп - ...

·  Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Высокий - низкий, новый - старый, лёгкий - тяжёлый, глубокий - мелкий, чистый - грязный, толстый - тонкий, го рячий - холодный, пустой - полный.

·  Д/и «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных): стеклянный, деревянный, пластмассовый, железный, фарфоровый, глиняный, хрустальный.

·  Назвать предметы посуды, в названии которых один, два, три, четыре слога.

·  Д/и «Чего не бывает?». Не бывает чайника без ..., не бывает тёрки без ..., кастрюли без ..., сковородки без ..., кофейника без ..., ножа без ...

·  Д/и «Объясни словечко». Мясорубка, овощерезка, самовар, хлеборезка, соковыжималка.

·  Д/и «Закончи предложение». Воду в чайник ...

Воду из чайника

Воду из чайника в стакан ...

·  Д/и «Для чего нужна эта посуда?» (построение предложений с союзом чтобы): чайник нужен для того, чтобы ...



3. Развитие связной речи.

·  Сюжетно-ролевая игра «Посудо-хозяйственный магазин».

·  Драматизация сказки «Лиса и журавль».

·  Выучить две - три загадки о предметах посуды.

·  Д/и «Сервируем стол».

4. Звук и буква П.

♦  Звуковой анализ: СГС (суп), СГСГ (пила).

♦  Повторение слоговых рядов: па - па - пя, па - по - пэ и т.д.

♦  Деление слов со звуком П на слоги.

♦  Д/и «Наоборот»: па - пя, пы - пи и т.д.

♦  Читать и печатать слоги, слова ЛЯ, УП. ПУП, ПИ.

♦  Преобразование слогов (кассы букв): ап - па, оп - по, ип - пи.

5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

♦  Звуко-буквенный анализ слогов: ип - пи.