Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 18

Тема: «ТРАНСПОРТ»

1.   Активизация словаря:

Существительные:   название   всех   видов   транспорта,   частей   перечисленного транспорта,   название   профессий   людей,   работающих   на транспорте;

Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, междугородний, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый, удобный, безопасный, быстрый, специальный и т.д.;

Глаголы: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить, входить, выходить и т.д.;

Наречия: высоко, далеко, низко, близко;

Предлоги: все простые и сложные.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Продолжи ряд». Наземный транспорт-это... (воздушный, водный, грузовой, пассажирский).

·  Д/и «Подбери признак». Автобус - новый, большой, пассажирский, быстрый, красивый, современный и т.д. (поезд, самолёт, яхта).

·  Д/и «Подбери действие». Автобус - едет, останавливается, тормозит, везёт, спешит, сигналит, обгоняет и т.д. (поезд, самолёт, корабль).

·  Д/и «Придумай предложение» (по опорным словам с предлогом над): самолёт -лес, вертолёт - дом, ракета - земля, аэробус - город, лодка - волны, аэроплан - деревня, самолёт - облака, вертолёт - поле.

·  Д/и «Скажи иначе» (подбор синонимов): ехать - мчаться, двигаться, нестись.

·  Скажи со словом много (автобус, такси, трамвай, поезд, автомобиль, грузовик, самолёт, вертолёт и т.д.)

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): быстрый поезд, новый трамвай.

·  Д/и «Один - много».

·  Д/и «Назови ласково»

·  Д/и «Закончи предложение» (образование сравнительной степени наречий и прилагательных). Самолёт летит высоко, а ракета ещё выше, (далеко, быстро, большой и т.д.)

·  Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов): грузовик подъехал к дому, а потом .. .(отъехал). Въехал - съехал, заехал - выехал, укатил - прикатил, уехал - приехал, отъехал - приехал.

·  Д/и «Объясни слово» (самолёт, самокат, снегоход, самоход, луноход и т.д.)

·  Д/и «Образуй словечко» (образование причастий): летит - летящий, плывёт - плывущий и т.д.

·  Д/и «Исправь предложение». Дом подъехал к машине. Бензин кончился, потому что машина остановилась.

·  Про что можно сказать: автобусный, автобусная, автобусное?

·  Д/и «Подружи словечки»: МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

·  Д/и «Ремонтная мастерская» (отработка предлога без). У меня машина без .. .(колеса). У меня автобус без ... У меня самолёт без ...


4. Звук и буква Л.

·  Звуко-слоговой анализ слов: волк, липа, халат, полка.

·  Повторение слоговых цепочек: кла - кло - клу, тла - тло - тлу, пла - пло - плу,

·  акл — окл - укл.

·  Д/и «Слоги перепутались». Чтение слов с доски: сали, лапи, кабул, лодуп, капол, пала.

·  Преобразование слов (кассы букв): полка - палка - галка - балка - булка.

·  Звуко-буквенный анализ слова булка.

·  Печатание слов и предложений: волк, галка, лиса, стол. Вот стул. Стул упал.

5.   Физминутка.

Заводил шофёр мотор,

Нажимал он на стартёр,

Крепко руль в руках держал,

Грузовик и побежал.

6. Развитие связной речи.

·  Заучить 3-4 загадки о транспорте.

·  Составление рассказа из личного опыта «Зачем соблюдать правила дорожного движения» Составление коротких реклам своему транспорту по плану: описание частей, дизайн машины, что она делает, почему рекомендуем купить.

·  Организовать сюжетно-ролевую игру «Улицы нашего города».

·  Заучивание чистоговорки: Шли машины шуршали и рявкали. Шли трамваи визжали и лязгали. Мотоциклы трещали и хлопали. Шли прохожие, топали, шлёпали.