Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 5

Существительные:  белка, лиса, ёж, заяц,  волк, лось, медведь,  рысь, барсук, олень, тигр, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, хвост, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти, берлога, логово, нора, дупло;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный, крепкий, рогатый;

Глаголы: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться и т.д. действия, обозначающие особенности поведения и повадки животных;

Предлоги: на, из, с, под, у, в, за.

2. Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Подбери признак»: медведь - огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, мохнатый, бурый.

·  Д/и «Кто у кого?»: медведица - медвежонок - медвежата.

·  Д/и «Назови ласково».

·  Д/и «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» с целью образования притяжательных прилагательных.

·  Д/и «Назови семью»: заяц - зайчиха - зайчата.

·  Д/и «Кто кем будет?». Ежонок будет ежом, лисёнок будет лисой.

·  Д/и «Назови маму»: медвежонок у -..., тигрёнок у -...

·  Скажи со словом «много».

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): хитрая лиса, серый волк, косолапый медведь, трусливый заяц.

·  Д/и «Подбери действие»: медведь - ходит, переваливается, ревёт, спит, сосёт лапу, лакомится, ходит.

·  Подбор родственных слов. Медведь - медведица - медвежий - медведушка -медведище - медвежатики.

·  Д/и «Подбери предметы к признакам»: медвежий - хвост, нос, глаз и т.д., медвежья - лапа, шкура, берлога, хватка и т.д., медвежье - ухо, жилище, рычание.

·  Д/и «Скажи иначе» (подбор синонимов). Тигр большой - огромный, здоровый, громадный, крупный, мощный и т.д.

·  Д/и «Объясни словечки»: косолапый, длинноухий. «Держать в ежовых рукавицах», «оказать медвежью услугу».

·  Д/и «Продолжи предложение». В лесу живёт много ... (волков, зайцев, лис...). Мы можем встретиться в лесу с ... (лосем, медведем).

·  Д/и «Кто как кричит?». Д/и «Кто где живёт?».

· Д/и «О чём думают животные?». Ёж в норе думает о ...(яблочке). Медведь в берлоге думает о .. .(мёде).

·  Д/и «Скажи иначе». У зайца короткий хвост, а у лисы ... У медведя толстые лапы, а у лисы... Медведь большой, а ёжик ...

·  Д/и «Образуй словечко»: длинные уши, короткие лапы, косые глаза и т.д.

·  Д/и «Загадочное животное». Дети должны отгадать, из названия каких животных получилось слово: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень.

3.   Развитие связной речи.

·  Составление загадок о животных (по словам-действиям, по определениям).

·  Чтение художественной литературы по теме Е.Чарушин «Заяц», «Белка», «Волк». И.Соколов-Митков «В берлоге», «Белки». Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Хвосты», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл».

·  Составление описательных рассказов (по опорной схеме).

4.   Работа с предлогами.

Д/и «Кто где живёт?» (в берлоге, в норе, в дупле, в логове).


5.  Пальчиковая гимнастика «Есть у каждою свой дом».

Удары ладонями и кулачками поочерёдно.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двухстишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надёжный дом.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу.

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.


Физминутка.

Скок - поскок, скок - поскок Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть.


Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок

На носочках скок - скок - скок.

/\ затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.