Существительные: белка, лиса, ёж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, барсук, олень, тигр, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, хвост, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти, берлога, логово, нора, дупло;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный, крепкий, рогатый;
Глаголы: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться и т.д. действия, обозначающие особенности поведения и повадки животных;
Предлоги: на, из, с, под, у, в, за.
2. Лексико-грамматические игры и упражнения.
· Д/и «Подбери признак»: медведь - огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, мохнатый, бурый.
· Д/и «Кто у кого?»: медведица - медвежонок - медвежата.
· Д/и «Назови ласково».
· Д/и «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» с целью образования притяжательных прилагательных.
· Д/и «Назови семью»: заяц - зайчиха - зайчата.
· Д/и «Кто кем будет?». Ежонок будет ежом, лисёнок будет лисой.
· Д/и «Назови маму»: медвежонок у -..., тигрёнок у -...
· Скажи со словом «много».
· Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): хитрая лиса, серый волк, косолапый медведь, трусливый заяц.
· Д/и «Подбери действие»: медведь - ходит, переваливается, ревёт, спит, сосёт лапу, лакомится, ходит.
· Подбор родственных слов. Медведь - медведица - медвежий - медведушка -медведище - медвежатики.
· Д/и «Подбери предметы к признакам»: медвежий - хвост, нос, глаз и т.д., медвежья - лапа, шкура, берлога, хватка и т.д., медвежье - ухо, жилище, рычание.
· Д/и «Скажи иначе» (подбор синонимов). Тигр большой - огромный, здоровый, громадный, крупный, мощный и т.д.
· Д/и «Объясни словечки»: косолапый, длинноухий. «Держать в ежовых рукавицах», «оказать медвежью услугу».
· Д/и «Продолжи предложение». В лесу живёт много ... (волков, зайцев, лис...). Мы можем встретиться в лесу с ... (лосем, медведем).
· Д/и «Кто как кричит?». Д/и «Кто где живёт?».
· Д/и «О чём думают животные?». Ёж в норе думает о ...(яблочке). Медведь в берлоге думает о .. .(мёде).
· Д/и «Скажи иначе». У зайца короткий хвост, а у лисы ... У медведя толстые лапы, а у лисы... Медведь большой, а ёжик ...
· Д/и «Образуй словечко»: длинные уши, короткие лапы, косые глаза и т.д.
· Д/и «Загадочное животное». Дети должны отгадать, из названия каких животных получилось слово: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень.
3. Развитие связной речи.
· Составление загадок о животных (по словам-действиям, по определениям).
· Чтение художественной литературы по теме Е.Чарушин «Заяц», «Белка», «Волк». И.Соколов-Митков «В берлоге», «Белки». Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Хвосты», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл».
· Составление описательных рассказов (по опорной схеме).
4. Работа с предлогами.
Д/и «Кто где живёт?» (в берлоге, в норе, в дупле, в логове).
5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждою свой дом».
Удары ладонями и кулачками поочерёдно. |
Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двухстишье. |
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом.
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Физминутка.
Скок - поскок, скок - поскок Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок - скок - скок.
/\ затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.