Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 7

Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

I.  Активизация словаря:

Существительные: утка, ;гусь, курица, петух, индюк, их части тела, птенцы, курятник, птичница;

Прилагательные: домашние, полезные, большой, маленький, толстый, серый, неуклюжий, длинный, короткий, тупой, острый, медлительный, заботливый, пушистый и т.д.;

Глаголы: крякать, шипеть, кудахтать, кукарекать, гоготать, пищать, ходить, плавать, летать, бегать, щипать, клевать.

II. Лексико-грамматические игры и упражнения.

1.  Д/и «Подбери признак»: цыплёнок - маленький, мягкий, пушистый, красивый, жёлтый.

2.  Д/и «Кто как кричит?».

3.  Д/и «Кто у кого?». У курицы цыплята. У утки утята.

4.  Скажи со словом много (курица, петух, индюк, гусь и т.д.).

5.  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): пёстрая курица, жёлтый цыплёнок, важный петух.

6.  Д/и «Кто кем будет?». Утёнок будет уткой. Цыплёнок будет курицей.

7.  Про каких домашних птиц можно сказать МОЙ? МОЯ? МОИ?

8.  Д/и «Подбери действия». Утка - ходит, плавает, крякает, переваливается.

9.  Д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» куриная, утиная, гусиная и т.д.

10. Д/и «Назови семью».

11. Д/и «Кто чем питается?».

12. Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Маленький - большой, длинный -короткий, толстый - тонкий и т.д.

13. Знать, где живут домашние птицы, кто за ними ухаживает.

14. Д/и «Кто какую пользу приносит?».

15. Назови домашних птиц, в названии которых два, три, четыре слога.

III.Развитие связной речи.

1.  Выучить две - три загадки о домашних птицах.

2.  Пересказ рассказа Я.Тайц «Белым - бело».

IV.     Физминутка.

Наши уточки с утра - кря-кря-кря, кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - га-га-га, га-га-га!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя - петушок ранним утром поутру Нам споёт «Кукареку!».


V.Пальчиковая гимнастика.

Шла уточка бережочком,                  (идут двумя пальчиками по столу)

Шла серая по крутому,

Вела детей за собою,

И малого, и большого,                      (загибают безымянный и большой)

И среднего, и меньшого,                   (средний и мизинец)

И самого любимого.                          (загибают указательный палец).

VI. Звук и буква К.

1. Д/и "Наоборот": ка-кя, ку-кю, кы-ки, ко-кё.

2. Д/и "Эхо": ма-та-ка, му-ту-ку, по-то-ко.

3. Полный звуко-слоговой анализ (ТАНК, КИТЫ, УТКИ).

4. Выкладывание слогов (кассы букв): АК - УК - КИ - КИТ.


Тема: «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, дождь, туман, сырость, ненастье, туча, ветер, деревья, холод, заморозки, листья, лес, слякоть, лёд, погода, мгла, небо, пора, озимь, мороз, предзимье;

Прилагательные:  поздняя, грустная, унылая, прощальная, хмурая, ненастная, сырая, печальная, голые, редкие;

Глаголы:   моросит,  дует,  хмурится,  опали,  осыпались,  наступает,  приходит, прощаются, готовятся, улетели, убрали, выкопали;

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Подбери предметы к признакам»: осенний - день, вечер, лес и т.д.; осенняя -...; осеннее - ...; осенние - ...

·  Д/и «Образуй признаки (от предметов)»: птица - птичий, осень - осенний.

·  Д/и «Подбери красивые слова»: осень - унылая, ненастная, грустная, хмурая, холодная, печальная, дождливая, сырая.

·  Д/и «Подбери действие»: осень - приходит, наступает, наводит грусть, холодит.

·  Сравни раннюю и позднюю осень (составление предложений с союзом а). Ранней осенью на деревьях листья желтеют, а поздней осенью опадают. Ранней осенью трава жёлтая, а поздней осенью высыхает.

·  Погода - тёплая - холодная. Солнечный, ясный день - хмурый, пасмурный. Яркое голубое небо - серое, тёмное. Нарядные, разноцветные деревья - голые, грустные.

·  Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Ранняя - поздняя (осень), весёлый -грустный (день), солнечный - пасмурный (день), тёплое - холодное (время года), небо голубое - серое.

·  Д/и «Скажи иначе». Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, печальная, хмурая; небо серое - тёмное, холодное, низкое, пасмурное.

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): осенний день, чёрная туча.

3.   Развитие связной речи.

·  Выучить пословицу.

Осенью серенькое утро, красненький денёк. Осень - запасиха, зима - подбериха.

·  Чтение художественной литературы по теме А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарование...», «Уж небо осенью дышало...», Ф.И.Тютчев «Есть в. осени первоначальной...», А.Н.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы...», А.А.Фет «Осыпал лес свои вершины...», «Ласточки пропали, а вчера с зарёй ...», А.К.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...».

·  Сопоставление картин ранней и поздней осени.

·  Заучивание стихотворений об осени (два - три), беседа по содержанию, выделение эпитетов.