Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 25

Прилагательные: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумная, говорливая, тёмный, чёрный, рыхлый, грязный, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, проворные, нежная, березовый, быстрокрылые, маленькие, пушистые, летающие и т.д.

Глаголы: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, возвращаются, щебечут, поют, кричат, голосят, вьют гнёзда, выводят птенцов, гремит, громыхает, греет, дует, припекает, светит, пригревает, темнеет, тает, чернеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветёт, радует, бурлит и т.д.

2    Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Назови ласково»: лужа, ручей, льдина, почка, лист, проталина, гнездо, трава, поле, соловей, скворец, лебедь, журавль.

·  Д/и «Установи порядок» Утро - после ночи, перед днём (день, вечер, ночь)

·  Д/и «Скажи наоборот» (наречия). Рано - поздно, утро - вечер, чисто - грязно, сыро - сухо, светло - темно, день - ночь и т.д.

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): говорливый ручей, блестящая сосулька.

·  Д/и «Подбери слова - родственники»: весна - весенний, веснушки, веснянка.

·  Д/и «Подбери признак». Весна - ранняя, поздняя, весёлая, звонкая, шумная, дружная, долгожданная, солнечная и т.д.

·  Д/и «Подбери действия». Снег - тает, темнеет, чернеет, оседает.

·  Д/и «Исправь предложение» Засветило солнышко, потому что стало тепло. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Тает снег, потому что текут ручьи.

·  Д/и «Объясни словечко»: подснежник, проталина, оттепель, первоцвет, капель, трудолюбивый, выводок, звонкоголосый, быстрокрылый.

·  Про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?

·   Д/и «Один - много»: лужа - лужи, гнездо - гнёзда, сосулька - сосульки и т.д.

·  Д/и «Почемучка» Почему весной тает снег9 Почему бегут ручьи? Почему набухают почки? Почему радуются люди? Почему люди одеваются легче?

·  Д/и «Чей? Чья? Чьи?»: утиный, лебединая, гусиная и т.д.

·  Д/и «Четвёртый лишний» (перелётные - зимующие птицы).  Назови птиц со словом много.

·  Д/и «Кто у кого?»: у грача - грачата, у скворца - скворчата, у кукушки – кукушата и т.д.

·  Д/и «Кто как кричит?»: ласточка щебечет, соловей поёт, кукушка кукует, журавль курлычет, гусь гогочет и т.д.


·  Д/и «Составь предложение» (по опорным словам).

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Воздух, весна.

3. Развитие связной речи.

  • Называть приметы весны, весенние месяцы.
  • Выучить 3 загадки о весне и перелётных птицах.

4.   Буква Я.

·  Звуко-слоговой анализ слов: мята, няня, Вася, дядя, сидят.

·  Д/и «Наоборот» (повтори парами): ба - бя, ва - вя, па - пя, за - зя, мать - мять, мал - мял, масса - мясо и т.д.

·  Правило А - Я. Буква А - после твёрдого согласного, Я - после мягкого.

·  Вставь букву (А или Я): кот та, Ол , сп т, Кат , Нин , с нки, с ло. Чтение по «Букварю».

·  Д/и «Назови правильно» (выделение ударного слога в словах на слух): котята, утята, гусята, зяблик, пляски, десятка.

5.   Физминутка «Капли».

Капля раз, капля два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем.