Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 17

Тема: «ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: название профессий, инструментов, результатов труда;

Прилагательные: трудолюбивый, умный, весёлый, строгий, сильный, острый, тяжёлый, деревянный, пластмассовый и т.д.;

Глаголы: название действий;

Наречия: красиво, аккуратно, умело.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Кто больше назовёт профессий»

·  Д/и «Кто что делает?»

·  Д/и «Кому что нужно для работы?»

·  Д/и «Придумай предложение» (с парами слов): строитель - дом, крановщик -кран, воспитатель - дети, учитель - доска и т.д.

·  Д/и «Для чего нужен инструмент?» (составление предложений с союзом чтобы): молоток, игла, отвёртка, пила, нож, градусник, кисть, указка, кастрюля и т.д.

·  Скажи со словом много (повар, плотник, клоун и т.д.)

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): весёлый клоун, умный инженер, трудолюбивый плотник, острый нож.

·  Д/и «Один - много».

·  Что делает человек, который работает грузчиком, строителем, бетонщиком, экскаваторщиком?

·  От каких профессий произошли фамилии: Столяров, Гончаров, Плотников, Кузнецов, Сапожников, Конюхов, Портнов.

·  Д/и «Скажи правильно» (произношение слов сложной слоговой структуры): бульдозерист, дрессировщик, регулировщик, слесарь, строитель, водопроводчик, экскаваторщик.

·  Д/и «Если бы» (употребление сослагательного наклонения): если бы я был архитектором, я бы спроектировал красивый дом.

·  Д/и «Образуй словечко» (образование причастий): шить - шьющая, лечить - лечащий, пахать - пашущий, резать - режущий и т.д.

·  Д/и «Исправь предложение». Дыркой сверлят сверло. Гаечный ключ откручивает гайку. Градусник мерят температурой.

3. Развитие связной речи.

·  Заучивание отрывка стихотворения В.Маяковского «Кем быть?».

·  Объясни пословицу: Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

·  Заучивание пословицы о труде.

·  Организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин инструментов» (развитие диалогической речи).

·  Заучивание скороговорки: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.


4. Звук и буква 3.

·  Звуко-слоговой анализ слов (зима, зонт, зубок).

·  Повторение слоговых рядов: за-зу-зы-зо, зе-зю-зи, за-зо-зи, зе-зю-зо и т.д.

·  Д/и «Увеличь словечко»: зонт - зонтики, зуб - зубной, зубок, зима - зимушка, зимородок, зимующие, коза - козочка.

·  Чтение и печатание слов, предложений: Зина, козы, зима, зонт. У Зои коза. У Зины зонт.

5. Пальчиковая гимнастика.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше сруб, тем лучше.

6. Физ. минутка.

Маляры известку носят,/ маршируют/

Стены кистью купоросят, / движения кистью вверх- вниз/

Не спеша разводят мел.  / наклонившись, мешают кистью в ведре/

Я бы тоже так сумел.  / красят/

7. Связная речь.