Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы)

Страницы работы

67 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема: «ОВОЩИ - ФРУКТЫ»

I. Активизация словаря:

Существительные: названия овощей, фруктов и их частей, обобщающие понятия, овощевод, садовод, огород, сад.

Прилагательные: цвет, форма, вкус, какие на ощупь.

Глаголы: растёт, мыть, срезать, есть, чистить, копать, срывать, сажать, поливать, полоть, выдёргивать, зреть, тушить, варить, жарить, солить, квасить, заготавливать; приготовление овощного салата (демонстрация действий, активизация словаря, оречевление действий).

II.     Лексико-грамматические игры и упражнения.

1.  Д/и «Один - много» (помидор - помидоры - помидоров; яблоко - яблоки - яблок).

2.  Д/и «Назови ласково».

3.  Д/и «Узнай овощ, фрукт на ощупь» (вкус, запах).

4.  Д/и  «Что растет на грядке? Что растет в земле? Что растёт на дереве?» (употребление предлогов В, НА).

5.  Д/и «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много фруктов, овощей,

Посчитай-ка их сумей. (Ребёнок передаёт фрукт (овощ) стоящему рядом. Второй ребёнок отдаёт фрукт (овощ) следующему. Счёт в игре ведётся до 5 или 10 с каждым фруктом и овощем.)

6.   Д/и «Подбери слово-признак» (цвет, форма, вкус).

7.  Д/и «Убираем урожай» (поиск соответствующего глагола). Проговаривание действий полным предложением по образцу (Морковь выдёргивают из земли).

8. Д/и «Продолжи предложения» (родительный падеж существительных). Мы сделали салат из ... (свёклы, капусты...).

Мы сварили компот из ...

9.   Д/и «Весёлый поварёнок» (образование относительных прилагательных). Я приготовлю салат из огурцов - огуречный салат (с использованием натуральных овощей, фруктов).

10.  Д/и «Четвёртый лишний». (По обобщающему слову, по форме, по вкусу).

III.Развитие связной речи.

1.  Разучивание загадок.

2.  Составление описательных рассказов по схеме.


IV.  Звук-буква.

1)  Звук и буква "У".

2)  Фонетическая ритмика для звука "У.

3)  Выделение звука "У" в словах голосом.

4)  Кто больше придумает слов со звуком "У

5)  Какой 1-й звук в слове:

V. Координация речи с движениями. Мелкая моторика.

"ОВОЩИ"

Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи.


Как - то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг.   . Рассчитались чётко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать.


(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с зквязанными глазами.)                        ...

(Останавливаются, крутят водящего.)

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)


"УРОЖАЙ"

Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём.


В огород пойдём,   Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты, Круглый сочный очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко И вернёмся по дорожке.

Н.Нищева


(Идут по кругу, взявшись за руки.)

("Таскают".) ("Копают".)

("Срезают".)

(Показывают круг руками - Зраза.) ("Рвут".)

(Идут по кругу, взявшись за руки.)


Тема:   ГРИБЫ, ЯГОДЫ

I.      Активизация словаря по теме

Существительные:   названия грибов, ягод; части грибов,   названия деревьев.

Прилагательные:   характеризующие цвет, вкус, размер, место произрастания; в каком виде употребляются в пищу.

Глаголы:   перебирать, сортировать, жарить, солить, варить, мариновать, заготавливать, сушить, собирать.

Предлоги:   на,   в, из, у,   под.

П.     Лексико-грамматические упражнения

1.  Рассматривание грибов (закрепить внешний вид, форму, из каких частей состоит).

2.  Д/и "Съедобные - несъедобные"

Отработка фразы:   Подосиновик - это съедобный гриб.

3.      Д/и "Соберем грибы в корзинку"

Отработка фразы:  Я положил в корзинку подосиновик, потому что он съедобный гриб.

4.      Д/и "Что мы видели, собирали в лесу"

Отработка фраз со словами: груздь - грузди - много груздей.

5.  Д/и "Образуй новое слово" Под березой растет -Гриб, который морит мух 6.  Д/и "Что изменилось?" (на развитие внимания)

Цель: практическое употребление сущ. в Вин. и Тв. пад. ед. и мн. ч.

7.      Д/и "Образуй признаки"

Цель: образование относительных прилагательных.

Гриб - грибной суп, грибная солянка, грибное пюре.

Брусника - брусничный сок, брусничное варенье, брусничная начинка.

8.      Д/и "IV лишний" (на развитие мышления)

III.    Развитие связной речи

1.    Чтение художественной литературы

B.  Катаев, "Грибы" Я. Тайц, "По грибы"

C.  Аксаков, "Грибы"

Е. Пермяк, "Смородинка"


Похожие материалы

Информация о работе