Европа как не-Америка. Пятьсот миллионов человек в поисках Другого. Голлизм против черчиллизма, страница 16

Америка тратит намного больше Европы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки: не только военные, но и медицинские. Так что американцы разрабатывают самые новые и передовые способы не только отнятия человеческой жизни, но и ее сохранения и исцеления. В Скандинавии превосходное начальное образование, но среднее образование лучше в Америке — и в этом нет ничего удивительного, поскольку Соединенные Штаты тратят на него 2,7% своего ВВП по сравнению с 1% в Британии и Германии. Европейцы могут и дальше считать себя «интеллектуальным и моральным полюсом», но ведущие американские университеты являются лучшими в мире. Европейцы перераспределяют больше денег в пользу бедных посредством государства, но американцы тратят намного больше на частную благотворительность.

Многие европейские общества, особенно Британия и Франция, по-прежнему страдают от классовых трений, тогда как в американском обществе сохраняются расовые конфликты — наследие рабства. С другой стороны, Америка создает лучшие условия для новых иммигрантов. Как известно, германское правительство предложило 20 тысячам индийских специалистов в области информационных технологий вид на жительство в Германии, но индусы предпочли Силиконовую долину. Сравнение результатов опросов показывает, что американцы более благожелательно относятся к своим этническим меньшинствам, чем европейцы. Как же тогда Европа справится с огромным притоком мусульманских иммигрантов? Может ли она научиться чему-то у Америки?

Все, что мне удалось изложить здесь, неизбежно составляет лишь малую часть примеров, позволяющих усомниться в предрассудках и сконструированных отличиях между Европой и Америкой. И большинство из нас может дополнить эти более или менее научные данные собственными личными впечатлениями о Европе и Америке, европейцах и американцах. В конечном счете, мы можем извлечь из этого запутанного клубка утверждений и фактов два альтернативных вывода:

(1) Америка и Европа — это две различные, полностью противоположные цивилизации, и одна из них лучше другой. (На место «одной» можно подставить Европу или Америку — кому что по вкусу.)

(2) Америка и большинство различных стран Европы принадлежат к широкой семье развитых либеральных демократий. В одних отношениях лучше Америка, в других — Европа.

Второе утверждение менее живо и интересно, но при всем своем занудстве оно верно.

Евроатлантизм

Конечно, европейцы могут верить в цивилизационное отличие и моральное превосходство, даже если ничего такого не существует. В ходе опроса, проведенного летом 2003 года, 79% европейцев заявили, что, по их мнению, у европейцев и американцев различные «социальные и культурные ценности». Независимо от того, основано такое убеждение на фактах или нет, оно само по себе является важным фактом. Тем не менее, опросы рисуют более противоречивую и переменчивую картину, чем приведенные впечатляющие данные; и опросы, подобно рентгеновским лучам, фиксируют только черно-белую часть сложной реальности. Реальность состоит в том, что среди европейцев существуют глубокие разногласия по поводу Соединенных Штатов и отношения к ним. Такие разногласия раздирают политические партии, социальные классы и интеллектуальные круги; они также терзают умы и сердца простых людей. Многие европейцы, подобно Фаусту Гете, могли бы воскликнуть, что две души борются в их беспокойной груди.

В действительности, европейцы тратят больше времени на разговоры об Америке, чем на разговоры о Европе. Предполагалось, что Конвент «Будущее Европы», созванный во время иракского кризиса для разработки проекта европейской конституции, вызовет общеевропейские политические дебаты. Юрген Хабермас надеялся, что жаркое обсуждение европейцами конституции будет способствовать созданию европейской публичной сферы. Возможно, это даже должно было привести к зарождению европейской нации. Вместо этого большинство европейцев потратило год работы Конвента на обсуждение американской политики и войны в Ираке. Президентом, о котором рассуждали они, был не предлагаемый президент Европы, а президент Соединенных Штатов. Как мы уже видели, Хабермас и сам завершил поиск интеркоммуникативной идентичности Европы не спором о конституции, а выступлением против бушевской войны и американского «Другого». Отношение к Соединенным Штатам служит определяющей чертой политической идентичности не только в Британии. Как и все европейцы, мы можем говорить: скажи мне, какова твоя Америка, и я скажу, кто ты.