К тому же, американские приоритеты в расходовании государственных средств не так сильно отличаются от приоритетов европейских государств всеобщего благосостояния, как можно было бы подумать. Бюджет Соединенных Штатов делится на две части — национальную оборону и социальную сферу, которая включает образование, воспитание, занятость, социальное обеспечение и здравоохранение — короче говоря, «социальные» функции государства в широком смысле этого слова. Любопытно рассмотреть изменение соотношения между этими частями за последние шестьдесят лет. В 1945 году 89% бюджета приходилось на оборону, а 2% — на социальные нужды (остальные средства распределялись по другим статьям бюджета). В конце 1970-х годов Америка также тратила на национальную оборону больше, чем на здравоохранение. Однако в конце «холодной войны» этот показатель составлял примерно 24 : 49 (оборона : социальные нужды), а на последнем году пребывания у власти администрации Клинтона упал до 16 : 62. Несмотря на огромные военные расходы, при Джордже Буше-младшем в 2004 году этот показатель составил 20 : 65. По мере старения страны и выхода на пенсию представителей поколения «бэби-бума», доля социальных расходов возрастет либо система обанкротится. Точно так же обстоит дело и в Европе.
Мне могут возразить: «А как насчет основополагающих ценностей, которые определяют весь европейский подход? Разве в них нет отличий?» Измерение ценностей — коварная вещь, и существует группа профессиональных специалистов и аналитиков по проведению опросов общественного мнения, которая потратила более двадцати лет, пытаясь разобраться в этом. Объединив и перепроверив ответы более 120 тысяч человек в 81 стране в последнем цикле «Мирового исследования ценностей», Рональд Инглхарт составил культурную карту мира, построенную по двум основным осям.
На ней нет единой и сплоченной Европы, противостоящей Америке. Вместо этого Инглхарт выделяет различные, хотя и соприкасающиеся друг с другом объединения стран католической Европы, протестантской Европы, англоязычных и бывших коммунистических стран. На карте ценностей у Инглхарта Франция ближе к Австралии, чем к Швеции, не говоря уже о Болгарии. Конечно, можно спорить о методологии и отборе критериев. Но если мы попытаемся построить европейскую идентичность, скажем, вокруг цвета волос или овощей, то заметим, что никакого особого европейского цвета волос или овоща не существует. Почему же с ценностями дело должно обстоять иначе?
Евроголлисты утверждают, что Европа не просто отличается, а что она лучше. (Трудно построить европейский патриотизм вокруг идеи того, что Европа хуже.) В каком отношении это так? Экономические историки не находят явного подтверждения того, что один из существующих вариантов капитализма лучше другого по долгосрочным экономическим показателям. У различных моделей имеются свои достоинства и недостатки. Например, при либеральной рыночной экономике больше людей занимаются оплачиваемым трудом, тогда как при социальной рыночной экономике менее велики различия в доходах и больше пособия по безработице. Но что лучше — иметь плохо оплачиваемую работу, как в Америке, или, как в Германии, несколько лучше оплачиваемую продолжительную безработицу? Что сильнее подрывает человеческий дух — вопрос спорный. В конце концов, в Европейском Союзе есть своя хартия прав, которая включает «право на труд».
В США вас могут грубо уволить, но вас также могут легко взять на работу. Американцы работают все больше и больше; большинство европейцев работает все меньше и меньше. В 1999 году немцы работали в среднем лишь около 1500 часов в год по сравнению с примерно 2000 часов у американцев. В Соединенных Штатах работают почти три четверти трудоспособного населения по сравнению менее чем с двумя третями немцев и французов. (Британцы, опять-таки, занимают промежуточное положение с примерно 1700 часами рабочего времени в среднем в год и более чем 70% занятостью трудоспособного населения.) Однако европейцы, которым посчастливилось получить работу, обычно имеют более высокий гарантированный минимум заработной платы и более высокие гарантии занятости. Это и есть так называемая «социальная» Европа — и таков ее выбор. В средиземноморских обществах остается значительно больше времени на другие приятные вещи — семью, друзей, еду, отдых, la dolce vita. Однако все это обходится дорогой ценой — продолжительной безработицей, включая непропорционально большое число молодых людей из мусульманских иммигрантских общин Европы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.