Инструкция по эксплуатации турбины Т-100/110-3, страница 9

3.4.11.  При нормальной работе подшипника на номинальной частоте вращения ротора турбины (3000 об/мин) материал поверхности вкладыша, охватывающий шейку, не играет никакой роли, поскольку между ними существует слой масла (масляный клин). Однако при полусухом трении на ВПУ и особенно на оборотах менее 300 до всплытия вала – происходит сильный износ вкладышей подшипников, поэтому внутреннюю поверхность и заливают баббитом – сплавом обладающим повышенной износостойкостью.

3.4.12.  Упорный подшипник, как указывалось выше, воспринимает осевое усилие. Действующее на ротор, и фиксирует положение вала турбины в осевом направлении, обеспечивая необходимые осевые зазоры в проточной части. В паровых турбинах используют исключительно сегментные, упорные подшипники. На турбине Т-100 – применен комбинированный опорно-упорный подшипник.

3.4.13.  Вкладыш опорного подшипника, состоящий из двух половин, служит корпусом упорного подшипника, в который вставлены два разъемных по горизонтальному диаметру установочных кольца. Фиксация установочных колец осуществляется стопорными пластинами, установленными в зоне горизонтального разъема. На штифтах устанавливаются рабочие и дополнительные, упорные колодки, между которыми расположен упорный диск (гребень),выполненный за одно с валом и прилегающий своим торцом к поверхностям упорных колодок, залитых баббитом толщиной 1,5 мм.

3.4.14.  К упорным колодкам подается масло, которое заполняет весь вкладыш и может вытекать только через отверстия в верхней половине вкладыша. Таким образом, гребень вращается в масляной ванне и придавливается осевым усилием к поверхностям колодок. Между гребнем и колодками образуется несущий слой масла толщиной 50 – 60 мкм, препятствующий металлическому контакту поверхностей колодок и гребня и обеспечивающий малые потери на трение и слабый износ колодок.

3.4.15.  В турбине с относительно постоянным направлением осевого усилия на рабочие колодки -  дополнительные колодки называются установочными, так как с их помощью устанавливают осевой разбег ротора между колодками. При работе турбины осевое усилие может менять свое направление при изменении режима работы, поэтому установочные колодки могут оказаться в роли рабочих колодок, что и предусматривается конструкцией.

3.4.16.  Следует помнить различную роль баббитовой заливки в опорных и упорных подшипниках. В опорных подшипниках она нужна только для работы в режимах полусухого или сухого трения. В упорных подшипниках в большинстве случаев полусухого трения не наблюдается, так как упорный гребень вращается в масляной ванне. Однако, при внезапном и значительном повышении осевого усилия происходит практически мгновенное выплавление баббитовой заливки; резкий осевой сдвиг, появляющийся при этом, используется в качестве сигнала для немедленного отключения турбины, т.е. очень просто осуществляется защита турбины по осевому сдвигу.

3.4.17.  В процессе работы – толщина баббитовой заливки на колодках становится меньше 1,5 мм и доходит до 0,8 мм, когда необходимо их перезаливать. Осевое перемещение ротора турбины, появляющееся при внезапном выплавлении баббитовой заливки, всегда меньше, чем осевые зазоры в проточной части и уплотнениях, для того, чтобы они остались не поврежденными. Колодки выполнены из бронзы ОФ-10-1, этот материал позволяет, при аварийном подплавлении баббита, продолжать выполнять им свои функции на выбеге ротора- предотвращая дальнейшее развитие аварии.

3.4.18.  Осевой разбег ротора в рабочих условиях меньше, чем в условиях сборки, так как под действием масляного клина, как рабочие, так и установочные колодки несколько поворачиваются. Поэтому сборочный разбег 0,5 – 0,6 мм означает, что в условиях работы он составит 0,3 – 0,4 мм. Это условие важно для настройки контрольно-измерительной аппаратуры по тепломеханическим величинам.