Инструкция по эксплуатации турбины Т-100/110-3, страница 8

3.3.13.  Повышение температуры пара в коллекторе выше 150 0С также нежелательно, так как приводит к дополнительному нагреву роторов и росту их относительного удлинения по отношению к цилиндрам, особенно при пусках турбины из холодного состояния.

3.3.14.  На всех линиях подвода пара в камеры уплотнений турбины имеются настроечные вентиля, предназначенные для регулирования избыточного давления, в этих камерах, на одинаковом уровне от 3 до 5 кПа (0,03 – 0,05) кгс/см2, так как сопротивление подводящих труб не одинаково из-за различных их длин и конфигураций. Во время эксплуатации турбины пользоваться настроечными вентилями и изменять их степень открытия не требуется, так как с изменениями нагрузки на турбину давление в камерах изменяется не значительно.

3.4.  Подшипники турбины.

3.4.1.  Подшипники – наиболее ответственные узлы турбины, от надежности которых зависит работа всей установки.

3.4.2.  Подшипники обеспечивают необходимое положение вращающегося ротора относительно деталей статора и воспринимают усилия, действующие на ротор. В паровых турбинах применяются опорные подшипники скольжения, упорные подшипники сегментного типа, а также комбинированные опорно-упорные.

3.4.3.  Радиальные нагрузки, возникающие от собственного веса ротора, его неуравновешенности и расцентровки, а также от несбалансированных сил в проточной части воспринимают опорные подшипники. Конструкция опорных подшипников и соединение их с корпусом турбины должны быть такими, чтобы обеспечивать малые радиальные зазоры в проточной части и уплотнениях.

3.4.4.  Осевые усилия, возникающие от разности давлений на рабочих дисках, неуравновешенности осевых усилий на роторах отдельных цилиндров – воспринимаются упорным подшипником. Его конструкция должна обеспечивать соответствующие осевые зазоры. На турбине Т-100-130 упорный подшипник конструктивно совмещен с опорным подшипником.

3.4.5.  Подшипники скольжения, по сравнению с подшипниками качения, - долговечны, надежны, хорошо сопротивляются статическим и динамическим нагрузкам при высоких окружных скоростях, но сложней в эксплуатации, поэтому нашли применение только в мощных вращающихся механизмах, какими являются турбины.

3.4.6.  К конструкции опорных подшипников предъявляются очень жесткие требования – прежде всего- они должны быть надежными*. Надежность работы подшипника и всей турбины в целом в значительной степени определяется его виброустойчивостью.

3.4.7.  Конструкция подшипников должна также обеспечивать наибольшую экономичность турбины. Для этого необходимо, чтобы смещение центра шейки вала относительно центра расточки, при переходе турбины от монтажных к рабочим условиям, -  было небольшим, что позволяет иметь в концевых и в диафрагменных уплотнениях, и в проточной части- небольшие зазоры и, следовательно, малые утечки пара и большой КПД.

3.4.8.  В качестве смазки в турбинных подшипниках применяется, как уже говорилось выше, органическое масло марки Т-22, получаемое из нефти. Масло, подаваемое в подшипники турбины, играет роль не только смазки, но и охладителя, так как при работе сил трения в смазочном слое подшипника происходит выделение тепла. Маслом отводится теплота, идущая по валу от горячих частей турбины, но ее количество невелико и составляет от 10 до 20% теплоты, выделяющейся в подшипнике за счет трения в масляном слое.

3.4.9.  На турбине Т-100-130 все опорные вкладыши подшипников имеют так называемую лимонную расточку, при которой зазор между вкладышем и ротором по бокам больше, чем сверху.

3.4.10.  Принцип работы опорного подшипника прост – неподвижная шейка вала опирается на расточку вкладыша в нижней точке, при подводе в подшипник масла и медленном вращении -  вал накатывается на расточку вкладыша и соскальзывает с нее в нижнее положение, вызывая полусухое трение, для уменьшения которого расточка вкладыша покрыта антифрикционным сплавом (баббитом). При увеличении частоты вращения шейка вала будет все сильнее и сильнее увлекать под себя прилипающий к ней слой масла и при некоторой частоте вращения (для Т-100- 300 об/мин) произойдет всплытие шейки вала, т.е. между ней и расточкой появится устойчивый масляный слой толщиной до 20 мкм.