Инструкция по эксплуатации турбины Т-100/110-3, страница 5

3.1.8.  Тепловое расширение турбины происходит в основном от фикс-пункта** в сторону переднего подшипника и частично – в сторону генератора.

3.1.9.  Свежий пар к стопорному клапану подводится по паропроводу и затем по четырем паропроводам (пароперепускные трубы высокого давления) направляется к четырем регулирующим клапанам (РК-ВД), привод которых осуществляется посредством сервомотора, рейки, зубчатого сектора и кулачкового вала. Открываясь последовательно  (1 – 2 – 3 – 4), регулирующие клапаны подают пар в четыре вваренные в корпус сопловые коробки, откуда пар поступает в ЦВД, пройдя регулирующую ступень и восемь нерегулируемых ступеней давления, пар через два патрубка покидает ЦВД и по четырем паропроводам (пароперепускные трубы среднего давления) подводится к ЦСД. Из ЦСД за 23 ступенью пар по двум ресиверным трубам (пароперепускные трубы низкого давления), установленным над турбиной, направляется в ЦНД.

3.1.10.  На верхних половинах выхлопных частей ЦНД установлено по два мембранных предохранительных клапана (атмосферных). При увеличении давления в ЦНД выше атмосферного, происходит разрыв предохранительных паронитовых прокладок (всегда в этом случае необходим останов турбины и замена прокладок).

3.1.11.  Нумерация и расположение регулирующих клапанов высокого давления (РК ВД) следующая: если смотреть от переднего стула - № 1справа внизу; № 2 слева вверху; № 3 справа вверху; № 4 слева внизу. Первый и второй клапана диаметрами по 125мм. рассчитаны на пропуск пара до 320т/ч и на конденсационном режиме обеспечивают электрическую мощность турбины около 90 МВт при номинальных параметрах свежего пара.

3.1.12.  Для уменьшения паровой нагрузки первого РК ВД, между его паровой коробкой и паровой коробкой РК ВД № 4, существует соединительный трубопровод - диаметром 133мм. Т.к. РК ВД № 4 является перегрузочным клапаном и редко находится в работе (в открытом состоянии), то его паровая коробка, благодаря наличию соединительного трубопровода,  всегда находится в горячем состоянии, т.е. всегда поддерживается готовность клапана  к работе.

3.1.13.  На турбине- предусмотрено  валоповоротное  устройство ВПУ, для  вращения  валопровода с частотой 3,4 об/мин., необходимое: при прогреве, перед толчком роторов и при остывании, после прекращения подачи пара на турбину, для предотвращения искривления ротора и возможности последующего пуска турбины из любого теплового состояния.

3.1.14.  Для сокращения времени прогрева и улучшений условий пуска турбины в связи с резким уменьшением относительных удлинений ротора высокого давления,  предусмотрен паровой обогрев фланцев и шпилек ЦВД.

3.1.15.  Турбина снабжена промывочным устройством, допускающим промывку ее проточной части на ходу при сниженной нагрузке (на ТЭЦ-3 промывка не применяется, в связи с улучшенным качеством исходной воды, пусками турбин на скользящих параметрах и тем самым не наличием отложений в проточной части турбины приводящим к уменьшению пропуска пара ).

3.2.  Рабочие лопатки турбины.

3.2.1.  Рабочие лопатки являются одним из самых ответственных элементов турбины, в значительной мере определяющие экономичность проточной части и надежность всей турбины. Установленные на диске или непосредственно на роторе, они образуют рабочие каналы, в которых происходит преобразование потенциальной и кинетической энергии потока пара в механическую энергию перемещения лопаток

3.2.2.  К надежности лопаток предъявляются исключительно высокие требования. Поломка лопаток влечет либо немедленную остановку турбины, либо ее аварию, а в тяжелых случаях – ее частичное, а иногда и полное разрушение.

3.2.3.  Рабочие лопатки подвержены воздействию больших окружных скоростей и сложным условиям парового потока, вызывающим в них значительные, в том числе и вибрационные, нагрузки. Лопатки первых ступеней ЦВД работают при высоких температурах, вызывающих в металле явление ползучести*, при котором лопатки медленно удлиняются, а радиальные зазоры уменьшаются вплоть до появления задеваний. Возможны появления трещин длительной прочностиΔ, а также усталостных трещинΔΔ.