Ø проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
Порядок осуществления экологического контроля лицами органов государственного экологического контроля определен Постановлением Правительства РФ «О должностных лицах Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль» от 17 июля 1995 г. № 718.
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общественный.
Государственный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы.
Прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства.
Местный контроль, т.е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, которые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. Роль этих органов особенно возрастает в связи с установлением платы за право пользования природными ресурсами, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выдачу лицензий на право экологопользования с предприятий, которая взимается из их прибыли до уплаты налогов. Так, лицензирование осуществляется органом местного самоуправления совместно с органами Госкомитета по охране окружающей среды на основе документа, который включает: экологические условия хозяйственной деятельности, на которых она допускается, виды используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода, нормативы платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, ответственность предприятия за нарушение требований, установленных в разрешении, штрафные санкции за неэффективное использование природных ресурсов и сверхустановленное загрязнение окружающей среды. Решения органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции, обязательны для исполнения всеми подведомственными предприятиями и проживающими на данной территории гражданами.
Специальный контроль осуществляется специализированными государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, по контролю за охраной недр; по контролю за хранением и захоронением радиоактивных отходов; по контролю за соблюдением нормативов предельного содержания загрязняющих веществ в выбросах автомобильных средств и т.п..
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах, во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.
По всей разнородности ведомственный контроль можно классифицировать по двум разновидностям: ведомственный контроль, осуществляемый министерствами и ведомствами, и производственный контроль, осуществляемый предприятиями, их трудовыми коллективами.
Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. Новый юридический статус общественной жизни в Российской Федерации позволяет дать следующую классификацию видов общественного контроля за экологопользованием и охраной окружающей среды:
контроль общественных организаций, осуществляемый добровольными обществами, общественными организациями, создаваемыми как для указанных, так и для иных целей;
контроль органов местного самоуправления, создаваемых в соответствии с Законом РФ о местном самоуправлении в Российской Федерации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.