Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 40

Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются экологопользователями в Федеральный бюджет РФ и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

Выдача лицензии на комплексное экологопользование является важным элементом охраны окружающей природной среды.

При получении права на реализацию проекта хозяйственной и иной деятельности заказчик должен получить лицензию на комплексное экологопользование, в которой определяются экологические условия ее осуществления на соответствующем земельном участке (акватории).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.

В лицензии на комплексное экологопользование определяются экологические условия реализации намечаемой деятельности, в том числе:

объемы предельного изъятия (использования) природных ресурсов;

удельные величины образования вещества или энергии на единицу продукции;

предельно допустимые величины поступления веществ или энергии в окружающую среду от источников воздействия;

требования к состоянию окружающей среды и природных объектов в процессе и по истечении срока эксплуатации хозяйственного и иного объекта;

перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, условий и порядок их финансирования.

Конкретные параметры экологических условий, определяемых в лицензии на комплексное экологопользование, корректируются в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ.

Лицензия на комплексное экологопользование оформляется и выдается природопользователю территориальными органами Минприродных ресурсов РФ сроком на 5 лет.

Контроль за выполнением экологических условий в период строительства хозяйственного и иного объекта, содержащихся в лицензии на комплексное экологопользование, осуществляется при приемке объекта в эксплуатацию территориальными органами Минприроды РФ с участием территориальных органов и специально уполномоченных государственных органов РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

5.6. Государственная система экологического мониторинга в России

Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно-обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Правовые основы мониторинга были заложены еще в 1972 г., когда на бывший Госгидромет были возложены обязанности организовать общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектов по физическим, химическим и гидробиологическим показателям и экстренной информации о резких изменениях уровня этих загрязнений.

Действующая в Российской Федерации система мониторинга окружающей среды осуществляется в настоящее время Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с Положениями:

Ø положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утверждено постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г.;