Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 41

Ø постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»;

Ø постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 307 «Положение о введении государственного мониторинга водных объектов»: выполняет функции специально уполномоченного государственного органа по организации и осуществлению единой государственной службы наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.

В состав Росгидромета входят территориальные управления, центры по гитдрометеорологии и мониторингу окружающей среды, центры наблюдения за состоянием загрязнения окружающей среды, гидрометеорологические обсерватории и бюро, научно-исследовательские учреждения, наблюдательные станции и другие предприятия, учреждения и организации.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г № 1229 создана единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ распределены функции в области осуществления мониторинга между федеральными органами исполнительной власти: Минприроды (в настоящее время Госкомэкология), Росгидрометом,Роскомземом, Госкомрыболовством, Госгортехнадзором России, Госкомсанэпидемнадзором России, Минобороны России, Госкомсевером России, Минсельхозом и Минатомом России.

Единая государственная система экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды, здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию, так как появляется возможность целенаправленно управлять источниками загрязнения, предварительно моделируя технологические процессы предприятий на основе оптимальных методов прогнозирования качественных и количественных оценок.

Экологический мониторинг осуществляют:

Госкомитет РФ по охране окружающей среды, специально уполномоченные в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, государственные органы РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга.

Ведомства, осуществляющие экологический мониторинг, обязаны обеспечивать заинтересованные организации и население текущей и экстренной информацией об изменениях окружающей среды, предупреждать о них и давать прогнозы ее качества.

Национальный мониторинг России в настоящее время включает три вида мониторинга:

Ø санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за изменениями биосферы под влиянием антропогенных изменений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. Система его складывалась с развитием гигиенической науки и созданием санитарно-эпидемиологической службы, на которую возложены задачи по проведению анализа изменений окружающей среды под воздействием человеческой деятельности и разработке мероприятий по оздоровлению окружающей среды;

Ø экологический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за ответными реакциями экосистем на ангропогенные изменения, состоянием биосферы вследствие ее загрязнениями экосистем в результате сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. Серьезным недостатком этого мониторинга является отсутствие в нем подсистемы социологических исследований, что приводит к негативным последствиям;

Ø климатический мониторинг, охватывающий в отличие от экологического климатическую систему (атмосферу — океан — поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем).

Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз ее состояния.

Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения.