Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окружающую среду; определение природных ресурсов для использования их в интересах человека; определение оптимальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций.
Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условий возможных негативных изменений и окружающей природной среды) мер.
В силу глобального единства окружающей природной среды и неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно взаимосвязан с международным, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды и охватывает национальные и региональные (межнациональные) системы мониторинга.
Глобальный мониторинг обеспечивает национальные и международные организации информацией о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды, которая нужна для управления качеством этой среды. Глобальный мониторинг имеет формы и виды мониторингов: климатический, загрязнений и возобновимых природных ресурсов. Если климатический мониторинг глобальной системы ведется практически аналогично национальному, то мониторинг загрязнений включает множество направлений: определение загрязнения атмосферного воздуха, качества вод; выявление особо опасных загрязнителей и их переноса; остаточных пестицидов в биологических системах и др. Аналогичные направления и у мониторинга возобновимых ресурсов, охватывающего мониторинг состояния почвы, растительного мира, водных ресурсов и т.п.
Между глобальным мониторингом и национальным мониторингом Российской Федерации осуществляет системная взаимосвязь, как и взаимосвязь глобального мониторинга и национальных мониторингов других стран. Например, международный обмен информацией глобального мониторинга по климатическому мониторингу проводится в рамках Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации.
Основные положения государственного экологического контроля (далее экологический контроль) закреплены в Законе.
Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.
Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.
Государственный экологический контроль осуществляют:
Ø федеральные органы исполнительной власти РФ;
Ø органы исполнительной власти субъектов РФ;
Ø государственный комитет Российской федерации по охране окружающей среды (до преобразования — Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ) и его территориальные органы;
Ø органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов санитарно-эпидемиологического надзора в области государственного экологического контроля определяется законодательством РФ и соответствующими нормативными правовыми актами.
Главными задачами государственного экологического контроля являются:
Ø проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
Ø выявление нарушений экологических требований при подготовке, понятии и реализации о развитии хозяйственной и иной деятельности;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.