Озоновый слой Земли предотвращает поступление на ее поверхность опасных для живых организмов жестких ультрафиолетовых лучей с длиной волны менее 280 нанометров (нм) и значительно ослабляет полосу ультрафиолетового излучения с длиной волны 280 ¸ 320 нм.
Исследования американских ученых показали, что активными разрушителями озона в стратосфере могут быть хлорфторуглеводороды, широко используемые более 65 лет в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах (фреоны), пенообразующих агентов в огнетушителях (галлоны) и как пропелленты для различных аэрозольных баллончиков. В свете этого с 1985 г. по 1990 г. ведущие страны мира подписали ряд соглашений о поэтапном прекращении всех видов озоноразрушающих веществ. К 1996 г. промышленно развитые страны решили эту задачу по отношению к фреонам, галлонам и четыреххлористому углероду. России предстоит сделать это не позднее 2002 г.
Трансграничные переносы кислотообразующих газов. Выбрасываемые в больших количествах в атмосферу диоксид серы и оксиды азота претерпевают в ней различные фотохимические реакции и в конечном счете возвращаются на земную поверхность с дождевыми осадками в виде серной, азотистой или азотной кислот. Такие кислотосодержащие осадки с величиной pH ниже 5,6 характеризуют как кислотные дожди.
Кислотные дожди — это порождение индустриального развития человечества. Они пагубно действуют на фауну и флору, строительные материалы, памятники, наносят большой ущерб сельскому хозяйству. Особенно угнетают кислотные дожди развитие хвойных лесов.
Попадая в атмосферу, кислотообразующие газы и соединения способны переноситься на большие расстояния, выпадая затем в виде кислых дождей на территориях других государств и регионов. Так, среднемесячное поступление диоксида серы других стран в атмосферу Норвегии достигает 92%, Швейцарии — 90%, Австрии — 85%, Швеции — 82%. Для России этот показатель равен примерно 50%. Эквивалентное количество диоксидов серы попадает с территории нашей страны в европейские государства.
В настоящее время в Европе действует ряд межгосударственных документов об ограничении выбросов в атмосферу оксидов серы и азота, а также легколетучих органических соединений.
В заключение в качестве подчеркивания ответственности технических специалистов за крупномасштабные инженерные решения приведем несколько отрицательных примеров из истории СССР о реализованных и планировавшихся к использованию проектов, связанных с громадными негативными экологическими последствиями:
Ø строительство целлюлозно-бумажного комбината на берегу Байкала — уникальной мировой природной жемчужины,
Ø создание мощной ирригационной системы для нужд хлопководства с использованием до 80% стока воды рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, что привело к резкому высыханию Аральского моря, которое уже потеряло до 2/3 своего объема, а площадь его поверхности сократилась на 45%; в историю это вошло как глобальная экологическая катастрофа,
Ø принятый к реализации, но затем все же, к счастью, отклоненный знаменитый «проект века» по переброске части стока рек Онеги, Северной Двины и Печоры общим объемом 20 км3/год (2,4 млн м3/ч) в реку Волгу для подъема уровня мелевшего в то время Каспийского моря,
Ø не менее «грандиозный» проект переброски воды (3 млн м3/ч) из нижней части Оби в Среднюю Азию, для чего планировалась прокладка канала длиной 2500 км, шириной до 200 м и глубиной до 16 м.
1. О. П. Иванов и др. Инженерная экология. Книга 1. — Новосибирск: НГТУ, 1994. — 172 с.
2. Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Экология. — М., 1998. — 454 с.
3. Ю. В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. — М.: Гранд, 1998. — 316 с.
4. В. А. Вронский. Прикладная экология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
5. В. Ю. Александров и др. Экологические проблемы автомобильного транспорта. — Новосибирск, 1995. — 113 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.