Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 21

В общем количестве выбросов вредных веществ в атмосферу на долю автотранспорта приходится во многих странах мира до 50 – 60%, а в крупных городах — до 75%. К этим значениям неуклонно приближается и Россия.

По современным исследованиям в отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных веществ, из которых более 20 обладают канцерогенными свойствами. При использовании этилированных бензинов автотранспорт является главным источником загрязнения окружающей среды свинцом. Кроме того, автомобили загрязняют ее продуктами износа шин и тормозных прокладок.

В связи со всем этим в передовых странах мира разработаны и поэтапно реализуются целый ряж программ по снижению вредных выбросов автотранспорта, включающие:

Ø ужесточение стандартов, регламентирующих допустимые выбросы вредных веществ на единицу сжигаемого в двигателе топлива,

Ø совершенствование конструкции двигателей внутреннего сгорания с целью снижения удельного расхода топлива на единицу пути пробега,

Ø повышение качества автомобильных бензинов и полный запрет на использование этилированных,

Ø установку в выхлопных трактах автомобилей нейтрализаторов токсичных веществ.

В России в большинстве из этих направлений сделано еще очень мало.

3.4. Местные, региональные и глобальные экологические проблемы

Набор возникающих местных экологических проблем широк и разнообразен. Так, для одного квартала населенного пункта проблемным экологическим фактором может являться повышенный шум или вибрация, для другого — выбросы расположенной рядом котельной с низкой трубой, для третьего — выхлопы автотранспорта, концентрирующегося около автозаправочных станций и так далее. Одни из них, как правило, могут быть устранены действиями местных властей. Решение других как, например, связанных с низким качеством питьевой воды из-за природных факторов или наличием в населенном пункте вредного производства, требует больших усилий.

Региональные проблемы возникают вследствие большой концентрации промышленного производства в регионе или постоянными негативными воздействиями на него объектов других регионов, например испытательных полигонов.

По существующему в России природоохранному законодательству регионы или их отдельные территории с угрожающим состоянием природной среды включаются в перечень зон чрезвычайной экологической ситуации или зон экологического бедствия.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации — это территории, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде.

Зоны экологического бедствия — те территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды.

Право отнесения территорий к таким зонам принадлежит только высшим федеральным органам страны, так как такое решение связано с государственным финансированием плана мероприятий по снижению или ликвидации возникших негативных факторов и оказанию специальных льгот населению региона.

К глобальным экологическим проблемам относят те, которые связаны с изменениями в биосфере, угрожающими человеку и организмам в масштабах всей планеты, материков, групп государств или отдельных территорий стран в радиусе свыше 1000 км. К наиболее опасным из них относят:

Ø потепление климата Земли (парниковый эффект),

Ø разрушение озонового слоя Земли (образование озоновых «дыр»),

Ø трансграничные атмосферные переносы загрязняющих веществ с территорий одних государств на территории других,

Ø загрязнение вод Мирового океана,

Ø уменьшение биологического разнообразия вследствие интенсивной вырубки тропических лесов,

Ø загрязнение воды рек, протекающих через ряд сопредельных государств,

Ø транспортировку токсичных и радиоактивных отходов на территории других государств (в основном слаборазвитых).

Большинство из этих проблем может быть решено только скоординированными усилиями мирового сообщества.

В литературе каждой из перечисленных проблем уделено большое внимание, поэтому кратко рассмотрим сущность только первых трех из них.