Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 35

Плотность загрязнения территории радиоцезием находится на уровне нормальных глобальных и локальных выпадений. Вклад радиоцезия и суммарную дозу внешнего гамма-излучения составляет 1 мкР/ч.

Основным дозообразующим фактором являются радон и его дочерние продукты распада. Высокая степень радонового риска для г. Новосибирска определяется не только присутствием на незначительных глубинах высокорадиоактивных гранитов. Значительная часть города располагается в областях с наличием высокорадоновых вод, формирующихся в окислительной обстановке на подземных участках интенсивно эманирующих зон. Концентрация радона в подземных водах достигает нескольких тысяч Бк/дм3. Содержание урана и радия в водах не превышает фоновых значений.


Таблица 4.3.

Средняя облучаемость населения 1991 г., мЗв/год

В СССР

В мире

Естественный и техногенный фон

2,4

2,0

В том числе:

Космическое излучение

Естественные радионуклиды

Техногенные источники

0,32

2,15

1,82

0,32

1,67

0,42

В том числе:

Медицинское излучение

Ядерная энергетика

Радиоактивные выпадения

(ядерные испытания, авария на Чернобыльской АЭС)

1,69

0,0002

0,044

0,40

0,001

0,02

ИТОГО:

4,22 мЗв/год

2,42 мЗв/год


Глава 5. Основы экологического законодательства охраны природы

Первый экологический закон гласит — все связано со всем. Значит, и шага нельзя ступить, не нарушив чего-либо из окружающей среды. Для создания системы, не позволяющей нарушать окружающую среду, необходимо правовое регулирование, которое должно учитывать экологические вопросы.

Изучение основ экологического законодательства охраны природы призвано способствовать ускорению формирования экологического права у будущих специалистов в реальной деятельности.

5.1. Экологические права и обязанности граждан России

Конституция РФ закрепляет три тесно связанных между собой экологических права человека:

1.право на благоприятную окружающую среду;

2.право на достоверную информацию о ее состоянии;

3.право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей среды» (далее — 3акон).

Российское законодательство не дает определение понятия «благоприятная окружающая среда», хотя в Законе есть юридически значимые его признаки, выраженные через систему нормативов и лимитов. В систему нормативов качества окружающей среды входят: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и микроорганизмов, загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воды; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия  и иных вредных физических факторов.

Все перечисленные нормативы устанавливаются для обеспечения чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной, характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Другая характеристика благоприятной окружающей среды касается ресурсоемкости природных богатств. Эта характеристика достигается установлением количественных лимитов по территориям. Они представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические потребности человека. Поддержанием благоприятного состояния окружающей среды для удовлетворения этих потребностей обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся: государственные природные заповедники; государственные природные заказники; национальные природные парки; памятники природы; природные парки, дендрологические парки и ботанические сады; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.