Система экологического законодательства СССР и России складывалась, начиная с 1918 г., когда природные ресурсы стали государственной собственностью и были созданы первые природные заповедники. Особенно активно она развивалась в 60 – 70-х годах и к настоящему времени ее состав соответствует уровню развитых стран мира. Природоохранные законы охватывают все компоненты окружающей среды и деятельность человека по отношению к ним: Законы РСФСР и РФ «О недрах», 1992 г.; Земельный кодекс РФ, 1993 г.; «Основы лесного законодательства», 1994 г.; Водный кодекс РФ, 1995 г.; Закон об особо охраняемых природных территориях, 1995 г.; Закон РФ «Об отходах производства и потребления», 1998 г.; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», 1999 г. и др.
В настоящее время у нас происходит довольно быстрое дальнейшее развитие общей природоохранной законодательной базы. Наряду с заменой ряда устаревших по разным причинам актов проводится разработка новых правовых и нормативных положений на всех уровнях.
Действующие законы создают правовую основу охраны природы. Однако большинство содержащихся в них положений не имеют прямого действия и требуют «подзаконных актов», издаваемых правительственными органами в виде специальных нормативов, инструкций и указаний, учитывающих разнообразные условия применения и порядок исполнения.
На базе действующих законов создана постоянно развивающаяся система государственных нормативных документов. В первую очередь — это стандарты. В настоящее время действуют более 60 ГОСТов группы 17 «Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов», охватывающие основные межотраслевые вопросы, начиная с технологии.
Под экологической экспертизой проекта предприятия понимают определение вероятных экологических последствий строительства данного предприятия в сравнении с желательным и допустимым состоянием среды жизни людей. Она включает оценку долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, факторы дальнейшего развития хозяйства и условия жизни людей обычно локального участка местности.
Все направления государственной экологической экспертизы осуществляются в виде двух основных форм экспертной работы:
1.через государственную (надведомственную) экспертизу;
2.через общественную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля предпроектной и проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил эту область контроля и надзора за природоохранными органами. В данном Законе впервые на новой основе трактуются принципы экологической экспертизы:
Ø презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
Ø обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о введении в эксплуатацию объекта экологической экспертизы;
Ø комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду;
Ø достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу и т.д.
Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными Госкомэкологией России и его подразделениями на местах: межотраслевыми экспертными комиссиями, Госкомэкологией природы России совместно с органами Минздрава РФ, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другими министерствами и ведомствами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.