Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 39

Ø «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» № 632 от 22 августа 1992 г.

Ø «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» от 31 декабря 1995 г. № 1310.

В соответствии с Законом под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях эффективной охраны окружающей среды.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

Важными элементами регулирования экономического механизма является планирование и финансирование материально-технического обеспечения по охране окружающей среды, плата за экологопользование и выдача лицензии на комплексное экологопользование.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды и экологопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития, проектов государственных целевых программ разных уровней в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов (экологических программ); проектов государственных целевых программ неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения; комплексных программ научных исследований в сфере экологопользования и охраны окружающей среды; программ комплексного использования и охраны природных ресурсов и т.д.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования.

Плата за экологопользование включает плату за использование отдельных видов природных ресурсов и воздействие на окружающую среду. Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взимается за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а также их использование в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Постановлением Правительства от 9 января 1991 г. впервые в нашей стране была введена плата за загрязнение окружающей среды. Однако постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлен новый порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие вредные воздействия. Суть нового порядка заключается в различной плате за загрязнение:

в пределах, не превышающих установленные экологопользователю нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия;

за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.