Основы экологии и экозащитных технологий. Книга I (Основы общей экологии. Основы экологического законодательства охраны природы), страница 36

Итак, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды конкретизируется в ч. 2 ст. 12 Закона, а также в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Раздел ХIV Закона конкретизирует данное положение: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с нанесением ущерба для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Вред возмещается в полном объеме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья.

В статье 11 Закона предусмотрено право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».

А в статье 12 Закона перечисляются полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды, то есть конкретно называются их обязанности и права. Так, например:

Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства, установленные нормативы качества окружающей природной среды и т.д.

Граждане имеют право создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды.

5.2. Экологическое образование и воспитание

Экологическое образование и воспитание является всеобщей формой развития человека. В статье 73 Закона предусматривается, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации руководящих работников предприятий и организаций.

Экологическое воспитание — способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Оно развивает у граждан чувство бережного отношения к природе и обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде.

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.

В статье 73 Закона сформулированы принципы экологического воспитания и образования: всеобщность, комплексность и непрерывность. Соблюдение этих принципов — юридическая обязанность всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию.

Статья 74 Закона конкретно устанавливает обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях.

Статья 75 Закона предъявляет требования к руководящим работникам и специалистам о необходимости обязательной профессиональной экологической подготовки и подчеркивает, что лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

Правовые вопросы образования и воспитания в целях охраны окружающей среды и здоровья граждан отражены также в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Но в нем акцент делается на гигиеническом воспитании и образовании граждан.

5.3. Основы природоохранного законодательства