Следовательно, человечество просто обязано постоянно находить и реализовывать пути развития, обеспечивающее как удовлетворение необходимых потребностей каждого индивидуума, так и сохранения качества природной среды. Одним из важных шагов на этом направлении является повышение экологической грамотности населения в целом и специалистов всех уровней и профилей, в первую очередь. Этой задаче и посвящается обязательное преподавание современной экологии практически во всех учебных заведениях, что для России нашло отражение в специальном постановлении Правительства 1994 года.
Окружающий нас мир — это сложный комплекс внутренних и внешних взаимодействий живой и неживой природы.
Под живой природой, или живым веществом, понимается совокупность всех существующих на Земле растительных, животных и микробных организмов. Несмотря на кажущуюся очевидность понятия, в биологической литературе до сих пор нет однозначного определения жизни, живых организмов. Чаще последние характеризуют специфическими свойствами, важнейшими из которых считаются два:
Ø потребление энергии из внешней среды (растения — солнечную, все остальные организмы — химическую из потребляемых ими веществ) с наращиванием своей массы,
Ø способность к репродукции (самопроизведению) с сохранением наследственных признаков из поколения в поколение.
Из других признаков следует отметить такие как:
Ø единство химического состава, заключающееся в том, что в среднем 98% массы живых организмов представлено кислородом (70%), водородом (10%) и углеродом (18%), причем первые два элемента в организмах присутствуют преимущественно в виде воды; около 2% массы живых существ составляют 10 биологических макроэлементов: азот, натрий, кальций, калий, фосфор, хлор, железо, магний, сера и кремний; менее 0,01% приходится на группу микроэлементов (йод, цинк, марганец, бор, молибден, медь и др.), но роль их в развитии организмов чрезвычайно велика,
Ø раздражимость — свойство организмов избирательно реагировать на изменение внешней и внутренней среды: высшие животные — через нервную систему, низшие и растения, не имеющие рефлексов, проявляют свои реакции в изменении характера движений или роста, что называют таксисами или тропизмами: фототаксис — движение по отношению к источнику света, хемотаксис — перемещение организма по отношению к концентрации химических веществ, геотропизм — рост подземных частей растений в направлении к центру Земли и др.,
Ø развитие и рост: индивидуальное развитие особи с момента образования до естественного завершения ее жизненного цикла называют онтогенезом, а историческое развитие организмов — филогенезом.
Совершенство современного живого мира достигнуто путем последовательного появления и вымирания сотен миллионов видов растений и животных. Напомним, что вид — это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических (внешний облик, размеры), физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство. Каждый вид занимает в природе определенную (сплошную или прерывистую) область — ареал.
Структурной единицей вида является популяция — группировка организмов данного вида, занимающая определенный участок территории внутри ареала вида и частично или полностью изолированная от других аналогичных популяций. Число особей в популяции видов самое различное, но не может быть ниже некоторых пределов, за которыми возникает угроза вымирания популяции.
В ходе эволюционного отбора в каждую историческую эпоху выживали наиболее приспособленные к условиям среды виды.
В настоящее время на Земле известно до 500 тысяч видов растений и более 1,5 млн. видов одноклеточных и многоклеточных животных. Среди последних наиболее разнообразен класс насекомых — более 1 млн. видов. Число известных видов высших (хордовых) животных существенно меньше — около 45 тысяч, из них млекопитающих, птиц и рыб — примерно 4500, 9000 и 18000 видов соответственно. Большая часть видов населяющих Землю микроорганизмов считается до сих пор неизвестной человечеству.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.