Модуль содержит обширный набор непараметрических критериев согласия, в частности, критерий Колмогорова-Смирнова; ранговые критерии Манна-Уитни, Вилкоксона и многие другие.
Модуль позволяет подобрать к исходным данным подходящий закон распределения (13 наиболее известных видов).
· Multiply Regression – Модуль Множественная регрессия
В этом модуле строятся зависимости между многомерными переменными; проверяется адекватность моделей; оцениваются и строятся остатки, исследуются мобели на наличие автокорреляции.
· Nonlinear Estimation – Модуль Нелинейное оценивание
Этот модуль незаменим, если пользователю требуется составить нелинейное уравнение регрессии, проверить его на адекватность, рассчитать тесноту связи зависимого и независимых факторов.
Перечислим остальные модули:
· Time series / Forecasting – Модуль Анализ временных рядов и прогнозирование
· Cluster Analysis – Модуль Кластерный анализ
· Process Analysis – –Модуль Анализ процессов
· Canonical Analysis – Модуль Канонический анализ
· Discriminant Function Analysis – Модуль Дискриминантный анализ
· Factor Analysis –Модуль Факторный анализ
· ANOVA/MANOVA – Модуль дисперсионного анализа
· Classification Trees – Модуль Классификационное дерево
· Data Management – Модуль Управление данными
· Quality Control –Модуль Контроль качества
Более подробная информация о работе с данными в среде STATISTICA содержится в [3 ]
Для примера возьмем задачу о нахождении уравнения множественной регрессии, которая решалась нами средствами пакета Mathcad в пункте 5.8 и в среде Excel в пункте 6.1.
а) Заполняем данными исходную таблицу ( приводим фрагмент таблицы):
б) Используя переключатель модулей, переходим в модуль Множественная регрессия.
Выбираем зависимые (dependent -У) и независимые (independent X1, X2) переменные (variables). После нажатия кнопки ОК результаты можно вывести в виде таблицы
Regression Summary for Dependent Variable: Y (yyy.sta) |
||||||
R= ,78210169 RІ= ,61168305 Adjusted RІ= ,56599870 |
||||||
F(2,17)=13,389 p<,00032 Std.Error of estimate: 7,3732 |
||||||
St. Err. |
St. Err. |
|||||
BETA |
of BETA |
B |
of B |
t(17) |
p-level |
|
Своб.член |
10,986 |
12,145 |
0,905 |
0,378 |
||
X1 |
0,454 |
0,163 |
23,471 |
8,412 |
2,790 |
0,013 |
X2 |
-0,490 |
0,163 |
-0,018 |
0,006 |
-3,007 |
0,008 |
Здесь R=0,782 – корреляционное отношение; RI=0,612 – коэффициент детерминации; F(2,17)=13,389 – наблюдаемое значение критерия Фишера; p<0,00032 – значимость ошибки первого рода, при которой гипотезу об адекватности полученной модели нужно отвергнуть. Малая вероятность говорит о том, что модель адекватная.
Параметры модели содержатся в столбце В. Они совпадают с найденными ранее. В следующих столбцах помещены СКО этих параметров; их t-статистики и уровни вероятностей ошибок. Если выбрать значимость a=0,1 , то коэффициенты регрессии при Х1 и Х2 признаются значимыми, свободный член уравнения регрессии признается незначимым. Это значит, что нужно выбрать другую спецификацию модели, возможно без свободного члена.
В этом разделе представлены задачи, связанные с проверкой статистических гипотез. Читателю предлагается решить их самостоятельно.
Вариант № 1
Предполагается, что применение новой технологии в разработке пластовых месторождений приведет к увеличению качества угля. Результаты контроля по качеству угля, добытого двумя бригадами, работающими в аналогичных условиях, но использующими разные технологии, приведены ниже. Замеры велись по проценту засорения угля, вырабатываемого одной бригадой за смену по старой технологии (признак Х1) и новой технологии (признак Х2).
Х1(в %): 20; 12; 11; 12; 20; 18; 10 Х2 (в %): 10; 13; 21; 7; 15; 9; 9;13
Подтверждают ли эти результаты предположение об эффективности применения новой технологии? Принять a = 0,05 .
Вариант № 2
Изучают связь между стажем работы и квалификацией работника. Последнюю измеряли качественно по итогам выполнения плана рабочим. Результаты приведены ниже:
Стаж работы |
Отметка о выполнении плана |
|
Выполняет |
Не выполняет |
|
Менее 5 лет |
100 |
60 |
Не менее 5 лет |
200 |
100 |
Всего |
300 |
160 |
Можно ли при уровне значимости 0,05 считать, что стаж не влияет на квалификацию рабочего?
Вариант № 3
Сравнивают реальную пропускную способность (Ас) за сутки по транспортированию грузов двух штреков I и II. Получены следующие результаты:
Штрек I : выборочная средняя Ас = 3000 т; S= 20 т ; n = 7
Штрек II : выборочная средняя Ас = 3450 т; S = 25 т ; n = 10
Какой из двух штреков имеет большую реальную пропускную способность ?
Принять a = 0,1.
Вариант № 4
Определяют сопротивление угля резанию по двум методикам М1 и М2.
Проведены эксперименты по двум методикам и получены следующие результаты (сопротивление измерялось в кгс/см).
Методика М1 : = 210 кгс/см ; S = 5 кгс/см; n = 10
Методика М2 : = 230 кгс/см ; S = 8 кгс/см; n = 15
Какая из двух методик дает меньший разброс по измеряемому показателю?
Принять a = 0,05.
Вариант № 5
При измерении производительности двух агрегатов получены следующие результаты ( в кг вещества за час работы)
Хв |
Дв |
n |
|
Агрегат А |
14,3 |
0,36 |
9 |
Агрегат Б |
13,4 |
0,52 |
13 |
Можно ли считать, что производительности агрегатов А и Б одинаковы, в предположении, что выборки получены из нормально распределенных генеральных совокупностей? Принять a = 0,1.
Вариант № 6
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.