Понятие философской антропологии, страница 9

Проблема, которая стоит перед нашей антропологией, нашим учением о мире, это осмыслить участие Бога в жизни мира. Мы знаем, что Бог есть источник благодати, которая действует в мире, в нас. А вот конкретно механизм действия этой благодати, ее проявления. Это вопрос очень непростой.

– ... (?) ...

– ... (?) ... Например, если благодать живет внутри Церкви, есть ли она на ... (?) ... Ответьте.

– Есть.

– Значит она не внутри Церкви? Значит Церковь не нужна для спасения. Но если она есть вне Церкви... мы же благодатью спасаемся. Значит Церковь расширяется до бесконечных границ.

... Вот И. С. Бах. Он же не был членом Православной Церкви, в еретиках записан в нашей ... (?) ... Но эта музыка, которую он создал, которая выражает глубину страдания Иисуса Христа.  Безусловно, его музыка потрясает, настраивает на такое глубокое восприятие мира. Мы не можем сказать, в раю он или в аду. Но Бога он знал, судя по его музыке, однозначно знал. А если знал Бога, то знал благодать. Он же ее принимал, он ее ... (?) ... Какой прекрасный...

Еще вопрос такой для меня. Я не могу дать на него однозначного ответа. Я просто показываю, какие проблемы стоят перед нашей антропологией. Вот Ян Корчак (?). Кто читал его работу  “Как любить детей”? А вы знаете, как он свою жизнь закончил? Что он сделал? Он, как вы знаете, был еврей. У него сестра была еврейка, по происхождению он был еврей польский и он нормально относился к католической Церкви. Читая его работы, я увидел, что он это воспринимал чисто как обрядовую систему – католическую, духовную. Он говорит, что Церковь оболванивает людей, причесывает их под одну гребенку и заставляет их быть лояльными гражданами. Достаточно скептически. И вот у него на попечении несколько десятков сирот. И когда настает момент смерти, приходят фашисты и детей берут в газовую камеру, он мог спокойно сказать: “Идите дети, дядя даст вам конфетку, а я подышу воздухом”. Это означало для него предательство, потому что дети все чувствуют. А во-вторых, сама позиция, он их любит, заботится, а когда приходит момент вкусить предельное бытие, он вдруг уходит. Он этого сделать не смог. Он любил детей до конца и любил их честно. И он с ними идет в газовую камеру, чтобы быть с ними до последнего. Вот это разве не то, о чем говорит Христос: “Нет больше любви, чем положить душу свою за други своя”. Он видел, что за благодать Божия, которая в Евангелии увидит и которая что-то говорит его сердцу, действует в его сердце и он поступил так, как поступали христианские мученики. Я не думаю, что он пошел в газовую камеру из-за ложной идеи. Он пошел из истинного чувства. Разве не так? А раз так, что он не был причастен к  ... (?) ...

Следующий вопрос, который стоит перед антропологией, это характер связи человека и Бога.

– А если взять Сократа, то же самое. Поскольку мы с вами члены Церкви, понимаем и утверждаем, что в рай точно попали ветхозаветные праведники. Тогда еще не было благодати Христовой ... (?) ... Но здесь какой-то особый образ благодати Божией. И даже сейчас, когда есть христианство, люди, которые вне христианства, они пребывают как люди до Христа, еще в том ветхозаветном состоянии ... (?) ... Значит, все-таки возможно было спасение до Христа, если при определенных условиях человек интуитивно душой чувствует истину ... (?) ... По все видимости, ему не было объяснено христианство так, как это должно быть сделано. Они не видели пример настоящего христианства.

... Непонятная беседа ....

У нас последняя сейчас позиция. Вы себе пометьте, что у вас рождается в светлых головах и чистых сердцах. В следующий раз мы обсудим, сейчас уже не успеем. Я вам дам некоторые точки отсчета. Вы попробуйте дома этот вопрос оформить письменно.

Итак, образ благодати Божией в Церкви. С ним связан вопрос о границе Церкви, где проходят границы Церкви? К следующему разу я ставлю задачу, на которую вы должны ответить...

... Обрыв записи ...