Понятие философской антропологии, страница 8

Следующий вопрос. Человек как существо, находящееся в этом мире, представляет загадку с такой стороны. В мире действует процесс энтропии, т. е. снижение процессов энергического уровня. В этом смысле человек идет в направлении, прямопротиволожном энтропии, – через добывание энергии, через ее концентрацию, через даже собственную свою жизнь – биологическую, психологическую, духовную. То есть то, чем живет человек, представляет собой высшее превозношение, преодоление законов энтропии, которые царствуют в неживой материи. Проблема, которую ставит современная философия: в чем состоит причина такой способности человека? Где она лежит? Как она может быть объяснена? И здесь мне кажется очень важно сформировать православный взгляд на мир, эволюцию, самого человека.

Сегодня я проводил занятия у учителей физики в Институте повышения квалификации. Там разговорился с одним человеком – автором учебника астрономии. Он сказал, что в современных исследованиях материи обнаружено такое явление: она может самостоятельно структурироваться в системы высокой сложности. И теория, которая еще раньше была высказана Лапласом о происхождении мира из первого вещества через какое-то сгущение, она даже в том наивном виде представляет интерес астрономический (?) как схема самопроизвольного восстановления материи. Здесь нужно решить такой вопрос в православном мировоззрении: каково соотношение естественных сил и Божественного Промышления. Проблема, которая прямо развернута в антропологии, потому что она позволяет понять силы, развернутые внутри человека – микросхема. Это проблема, которую нужно решать нам с вами. Если мы ее не решим, то останемся на уровне средневековой темноты(средневековых мыслителей), которые высказывают свои взгляды, но ничем не могут подтвердить их. Мы должны так осмыслить мир, чтобы наши остановки не оказались логическими противоречиями. Они сумели переварить, осмыслить ... (?) ... Это то, что касается картины мира. теперь если перейдем к иосфере, собственно человеческой ... (?) ..., человеческого духа, то там тоже есть проблемы, которые стоят перед современной антроплогией. Кстати говоря, есть такой католический мыслитель ... (?) ... ре Шарден, который для Зеньковского “притча во языцех”. Он признавал стихийную эволюции, т. е. самоопределяющуюся силу, заложенную в самой материи, природе, которая приводит к развертывание этих ... (?) ..., тем более усложняющие бытие, формирование мира и многообразных структур, жизни существ животных и самого человека. Шарден говорит о том, что Бог просто вложил в материал творческую силу, а дальше материя действует сама. Эта творческая природа приводит в конце концов к возникновению человека.

– А как же бытие с промежуточными формами?

– Надо Шардена спрашивать. Я не знаю. Каждый, кто защищает теорию эволюции, представляет доказательства.

Дальше покритикуем позицию Шадрена. Дело в том, что он стоит на позициях деизма, который был типичным детищем католическоц схоластики. Деизм. Нужно пояснять термин? Деизм – учение о том, что мир сотворен Богом, который стал его Первопричиной и который в его жизнь больше не вмешивается. То есть мир существует сам по себе. Как маятник вы запускаете, и часы начинают ходить. В этом смысле теизм (одна буква отличается. Дело в том, что “теос” – по-гречески “бог”, а “деос” – по-латински) говорит о том, что мир пронизан божественными силами и Бог сохраняет свое попечение не только в нравственном отношении, но и в отнологическом.

Что можно сказать в отношении Пьера де Шардена? Он приходит к эволюционным позициям, обожествляя природу, который Бог дал это свойство. Для него сама материя является не материальной, а обожествленной субстанцией мира. Второе. Идея творения у него совершенно исчезает. Он говорит о творении не как о начале мира, а как о начале причинной цепочки. Зеньковский пишет, что для него творение есть только логическая категория, а не реальная. События, положившие начало истории бытия. То есть на самом деле, он приходит к фактическому устранению творения. Это корни...