Понятие философской антропологии, страница 3

Давайте теперь вернемся к тому, что у нас стало спонтанно получаться при перечислении имен. Нужно было нам понять, как развивалось знание о человеке в истории прежде чем мы к этой теме перейдем, я советую включить магнитофоны, и мы займемся еще одним очень важным вопросом.

Обрыв записи

– Можно включать?

– Да

Рассмотрим следующий подпункт. Источники антропологических данных. Говоря попросту, откуда мы берем свои познания о человеке. Откуда мы берем? Вопрос не праздный. Если мы осмыслим, что может быть источником знания о человеке, в этом свете мы сможем понять развитие антропологии как таковой. С вашей точки зрения, откуда мы можем знать что-то о человек?

– Из собственной жизни.

– Да, опыт самоосмысления. Рефлекивный анализ, интуиция, самосознание.

Второе. Естественно, эту интуицию, свой внутренний опыт мы начинаем соотносить с опытом, представлениями других людей. В таком случае мы приходим к философскому знанию о человеке. Пусть это философские рассуждения. В этом свете философское познание выдвинуло очень важный тезис еще ~ 3-2,5 тыс. лет назад устами древнегреческой культуры, в частности, Платона и до него. Было произнесено, что человек есть “малый мир”, по-гречески “микрокосм”. В человеке заключено все бытие природы как в некотором зеркале, некотором фокусе. Представляете себе, как линза собирает образ предмета в точку. И уже из этой точки идет перевернутое изображение. Так и здесь. Эта точка, фокус заключен в человеке. Поэтому 3-им источником познания человека являются данные естественных наук. Вот, наверное, эти три источника для каждого из нас доступны и являются тем основанием, на котором строят здание антропологи и древние философы, и современные ученые антропологи.

Еще отдельная область возникла в XIX в. Появилась такая наука как структурная антропология. Еще до появления философской антропологии французские ученые, которые развивали дарвинскую теорию в приложении к человеку, стали говорить о происхождении рас и народов. Эта теория, которая рассматривает происхождение человека из обезьяны, опирается на эту концепцию, стала носить такое название – “структурная антропология” или “историческая антропология”. Ее французы разрабатывали. Что является источником данных для этого раздела антропологии. Это, конечно, данные сравнительного народоведения. Это, если обобщать данные социальных наук. Они исследуют мифы, современные штампы, стереотипы мировоззренческие, древние взгляды. Они исследуют типы сновидений, былин, сказочных персонажей, особенности культуры. Так возник еще один блок антропологических данных – данные социальных исследований человека как культурного общественного существа. Социокультурные данные.

Сюда же мы можем включить и данные, изучающие античные культуры. То есть археология поставляет не только доказательства вещественные, но и духовно-содержательные – памятники античной мысли, античной культуры. Они дают возможность умозаключать о каких-либо воззрениях человека, интуиции.

Этот подбор источников 4-х типов можно объединить в одну группу – это естественные источники. Они дают взгляд на человека как существа этого мира. Они доступны каждому человеку в его непосредственном опыте. Эти данные изначально накапливаются в антропологи. Но есть для нас, как для людей, стоящих на сознательно православно мировоззренческой позиции, еще один очень важный источник данных. Вы можете сами сказать, что это. Верно. С одной стороны, это – Откровение, с другой стороны, данные особой культуры внутренней жизни – аскетики. Вы сейчас назвали два сверхъестественных источника, которые объединены во вторую группу источников. Это: 1 – данные богословия, основанные на том, что нам открыл о человеке Сам Творец человека; 2 – это живой мистический опыт церковной жизни.