Понятие философской антропологии, страница 27

И тогда мы понимаем, что есть ангельские существа, они суть духа, но в ангеле помимо духовной природе есть нечто, что делает его разумным существом, в нем есть начало самоопределения – свобода. Вот это начало свободы самоопределения и есть личность. Личность может быть ангельской, личность может быть человеческой, может быть Божественной. Но это одно и то же по своей сути начало, апостольское начало.

В чем отличие ипостаси ангельской и человеческой от Божественной? Ангельская и человеческая – сотворены, а Божественная – вечна. В этом смысле наши ипостаси имеют дар бытия благодаря особому творческому акту Бога. Творение мира и творение человека этим и отличаются. И сказал Бог: “Да будет так, да будет мир”. И сотворил мир. А с человеком иначе. Господь говорит: “Создадим человека по образу и подобию нашему”, т. е. здесь идет как бы предварительный диалог Трех Лиц, здесь и Бог-Отец, и Слово, и Дух участвуют в созидании человека. А мир творится словом Божиим, здесь иерархический принцип. Дух Святой носится над водой, Слово Божие творит, а Отец благословляет. А при творении человека все Три Лица становятся в один ряд, потому что мы подобные Им личности. Что же в Иисусе Христе Божественное? Это Его Божественная личность, которая не ....клась своего Божества, Божественная природа осталась, но в эту Божественную природу, бесконечную (я построил поэтому пунктиром) было воспринято тело, душа и дух человеческий. Иисус Христос, таким образом, есть опыт человеческий. Иисус Христос говорил: “Я Сын Божий, Я и Отец одно”. Как это понять? Только благодаря учению об отличии трисоставной природы от личности. Если бы не было этого отличия личности от ипостаси, мы бы не могли понять и ответить на обвинение мусульман, что мы многобожии. Мы говорим, что Бог по существу един, но Он триипостасен. Вам будут внушать ложный термин – “строгий моноцеллизм” и говорить, что мусульманство – это “строгий моноцеллизм”, а христианство – не строгий. Это, конечно, не так.

Мы приходим к выводу, что мы подобны Богу в том, что у нас есть ипостасное начало, но ипостасное начало Бога – безначально, поэтому он неотрывно от Бога. А наше ипостасное начало сотворено, мы тварные личности, но мы живем так же, как живет Бог, в котором есть единое существо и три Божественные личности.

(Схема – Троичный домик)

И мы тоже имеем природу и личность.

Возникает аспект в призвании человека. Мы призваны в отношении к Богу – ........., в отношении к миру мы призваны быть символами Божиими (символ – это единение), т. е. мы призваны быть той скрепочкой, которая соединяет в Боге все творение. А в отношении друг к другу мы призваны к единению, подобному единосущному Божественному единству. Вы так должны соединиться с вашими близкими, чтобы вы образе Святой Троицы имели единое существо. В этом мудрость семьи, семья дает человеку такое уникальное соединение, когда унижают мужа, а страдает жена, или, когда хвалят жену, радуется муж. Что есть сочувствие? Это способность одного человека проникать в жизнь другого, т. е. мы друг для друга прозрачны. Мы, во-первых, прозрачны умом, потому что мы словами общаемся, а, с другой стороны, мои чувства в вас отзываются, т. е. наша внутренняя жизнь открыта навстречу друг другу, мы можем преодолевать внешнюю оболочку и соединиться в единую жизнь души. Это сочувствие, сопереживание есть важнейшая школа христианской любви и добродетели. Только те, кто любят друг друга, могут уподобиться Божественному соединению, хотя мы телом отделены друг от друга, но мы можем соединиться не только нашими убеждениями и идеалами, а нашим душевным единством. “Едино тело, едина душа” (Деян. 4), – так первые христиане ставили это единство. Мы призваны к такому единству нашей жизни.