Понятие философской антропологии, страница 25

У человека – душа и внешние оболочки, душа приближена к телу (даже язва желудка бывает от состояния души).

Мы говорим, что тело человеческое помимо функционирования имеет высший вид, внешний вид зависит от нашей внутренней жизни. Внешний вид (прическа, какие ногти, накрашиваем ли губы), одежда (она несет отпечаток личности) прямо к телу не относится. Мы чтим, например, вещи (ботинки) Серафима Саровского, хотя они не сделаны им самим, но на них благодать. Или опоясание носил ап. Павел, и люди у него даже платки просили, так как от них исходила благодать, которая была причастна его личности. Делаем вывод, что одежда продолжение нашей личности.

А как верующие чтят места, где жили преподобные, как берегут их кельи, их личные вещи, как монастыри являются обителью их духа (в Лавре до сих пор чувствуется дух преп. Сергия, а в монастыре Саввы Стороглевского дух преп. Сергия еще больше чувствуется).

Схема

Далее – жилище, селение, страна (говорят, что благодатная Россия, а потом...

Это лествица высшего смирения, но эту же лествицу можно продолжить в измерении общения, в социальном измерении. Возьмем социальный мир – у человека есть семья, друзья... (постройте дальше сами). А еще есть третий план – план умозрительный (у святого есть высказывания, есть путь; у священника есть дух, есть определенная практика и т. д.)

Вся эта схема говорит о назначении человека, что человек ввергает себя не внешней, не социальной, не умозрительной среде, человек все это вбирает в свою ипостась, преобразует. Другое дело, что как только мы выходим за границы тела, с нами сталкивается то, что творят другие ипостаси, и возникают коллективная среда. За вашим кожным покровом действует только ваша душа, хотя туда пытаются влезать экстрасенсы, всякие политические и идеологические деятели, даже родители, когда в чем-то убеждают, ваши друзья, музыка) В  этом смысле тело человека относительно делает его ограниченным, но возникает пространство, где сталкивается множество личностей, и возникает коллективная среда, и как  бы коллективная как бы личность. В этом смысле семья является ярким примером коллективного духа, есть дух прихода, есть дух какой-то прослойки, есть дух Русской Православной Церкви, он отличается от духа Болгарской или Греческой. И вот, если представить, что мы жили бы все в единстве, как все было по-другому. Другой бы была Среда нашего обитания, по-другому строились бы наши отношения, по-другому бы строились наши убеждения, если бы весь народ был народом по Богу сущим, принимаемым на себя благодать Божию.

Назначение человека свят. Григорий Палама характеризовал так: “Человек подобен символу, есть сам символ”. Символ, с одной стороны, для нас знак, с другой стороны – духовное обозначение. Отличие символа от знака в том, что символ больше знака. Что по своей форме символ выражает? В этом смысле звезда является символом коммунистического просвещения. Что касается ее коммунистического смысла, то я слышал от теософов, что звезда означает утверждающегося в земном плане человека, оккультисты изображают человека с расставленными ногами, стоящего на земле. Христианский символ – орудие и одновременно предел Божественного воплощения. Символ немного выше знака, и как бы предел, к которому через символ стремится знак, это воплощение. А воплощение Бога – это Сын Божий, и Он был не символом, а реальностью.

Схема