Понятие философской антропологии, страница 17

– Я не такой знаток философии, чтобы эти параллели проводить. Я спрашивал о. Андрея Кураева. Мне кажется, что он неплохо знает философию. Он считает, что Платон на языческом языке передал ту же интуицию, которая была уловлена христианскими мыслителями в виде энергий. Чем отличие энергий от эманаций? Эманация – переход существования одной сущности от одного уровня к другому. А энергия суть межуровневая связь с единством, преодолевающая различие иерархические между Богом и существом. Если эманация выражает существо процесса возникновения или развертывания мира, Бога, то энергия, наоборот, категория собирания всего воедино в Боге, – разного уровня. А так некоторую параллель в этих явлениях можно посмотреть. И вот теперь, если осмыслить, что такое динамическая категория, то мы должны сравнить систему Оригена, который основывается на Платоне и других древнегреческих философов, и псевдо-Дионисия, а лучше сказать Дионисия Ареопагита – автора корпуса. “Ареопагитик”, потому что слово “псевдо” означает “лже”. А это – св. отец и откровения его признаны всей Церковью, и называть его лже-Дионисий не подобает. Поэтому, если будете встречать псевдо-Дионисий, вы предлог уберите.

Значит, посмотрите, Ориген говорил о том ... Помните, он учил о предсуществовании душ. Почему? У него три стадии существования мира и любого существа. Вечность. Все, что творит Бог, вечно. Это стадия Божиего замысла о мире. Бог же вечен. Потом происходит становление и потом происходит рождение бытия, т. е. это наличное бытие.  Вот Дионисий Ареопагит перевернул этот оригеновский ряд ... (?) ... Дело в том, что пользуясь энергийными категориями еще до того, как учение о них сформулировал Григорий Палама, он говорит о рождении мира во времени ... (?) ... Потом становление. И вот это становление благодати Божией приводит к состоянию вечности. Вечность становится плодом, а не его порождением. Здесь как раз близко к эманации. А здесь противоположно, энергийно-благодатно (?). И вот эти категории становятся категориями энерго-динамическими. Так как рождение есть результат действия божественных энергий, а становление это суть  уже усвоение этих энергий творения энергетикой разумного существа. Эти абстрактные вещи соответствуют конкретным вещам. Вы не пугайтесь этих вещей. Сначала важно уяснить общие позиции, а у них уже конкретные. Посмотрите, это рождение зависит от разумной личности, от самого существа? Не  зависит. Это то, что Бог дал. А становление зависит? Зависит. А вечность есть соединение того, что зависит от существа с тем, что дано с Богом. Богом некоторые свойства вложены. А существо в своем бытии это может раскрыть и усвоить. Таким образом, если у человека есть идея, вложенная Богом, – вот это божественная энергия творения человека. Человек эту идею может своей интуицией уяснить и в соответствии с ней себя приобрести. И тогда человек соединяется с Божественным Логосом, замыслом, божественными энергиями. Божественные энергии соединяются, проникают в человека и приводят его к вечному бытию. Это раскрывает три фазы бытия человека. Сейчас мы призваны к бытию и находимся на этом становлении, и нам предстоит вечность. Но эта вечность есть плод нашего становления. И вот эта категория немыслима без понятия “энергии” как онтологически, потому что рождение призывает нас к бытию как к онтологическому фактору. Мы существа, имеющие свою онтологию, свое бытие. У нас есть определенные данности, нам дана жизнь, нам дано тело, определенные формы нашего бытия. Но с другой стороны, мы призваны к бытию, мы – не самосущное бытие. Поэтому наша онтология суть онтология не окончательная, а зиждущая на бытии Бога. Бог призвал нас со своею волею к бытию. Таким образом, то, что нам дано, оно имеет возможность как-то изменяться в какую-либо сторону: небытия при благобытия. Значит мы можем сказать, что здесь – бытие, здесь – выбор, а здесь – благобытие или небытие. Это тоже позволяет нам понять роль нашей земной жизни и позволяет понять, почему мучения являются вечными. Это наиболее обобщенное философское раскрытие бытия человека дает такой. ... (?) ... И вот теперь нужно попытаться на этот вопрос ответить. Как он звучал? Вы же составили вопрос?