Комментарий. Мы встречаемся. Я говорю: “Как твои дала?.. – Помоги тебе Бог”. Понимаете? Вопрос по существу или формально? Волновал он нас? Вот это пример западно-европейской культуры, которая очень вежлива, но одновременно очень холодна к человеку. И вот вам пример русской культуры, когда наши банкиры, новые русские, можно сказать отвергшие нашу культуру, наши ценности отечественные, продавшиеся на Запад, требуют к себе у этого Международного Валютного Фонда личностных отношений. “Вот вы поймите нашу позицию”, – они говорят. А те не понимают, какая может быть позиция, если есть определенные жесткие законы рынка. Почему вы требуете исключения? А те каждый раз их заново требуют. А дело в том, что они воспитаны у русских мам, они их грудь сосали и в детсад ходили и в школе учились, где были межличностные отношения, православные по существу. И вот они, входя в эту западную культуру, подсознательно несут тот же тип взаимоотношений. Они его ищут, требуют, на него ориентируются...
Лекция № 2 от 4.11.98 г.
... возможности познания духовного мира. Общим для древнегреческой философии можно назвать следующее. Это, прежде всего, натурализм, т. е. увлечение человеком целиком в окружающий его мир. Противопоставление человека тому божеству философов, которому они стали приходить. Это первое, общее. Во-вторых, это призывание человека к гармонии с миром, природой и с высшими силами. Третье положение исходило из народной религии. Оно отражалось в философии. Это ... что составляло благолепие героев? Вы проходили по истории античности? Олимпийские игры представляют из себя продолжение этого культа. Вы знаете, что на могилах героев организовывались такие соревнования в силе, ловкости, красоте. Идеал грека – идеал телесной красоты, совершенства и гармонии с миром, с силами природы. И когда выдающийся человек умирал, он считался героем за особо проявленные качества гражданина и сообщества греческого полиса, и за качества физические. И на могилах героев проходили эти соревнования как ритуальные действия. Человек через это устремление к совершенству... А ведь знаете у них понятие “калокагатия” (?). “Колос” – это внешнее совершенство, красота, а “аготос” – этой добрый. И калокагатия соединяет в себе прекрасное и благое-доброе. И переводится как прекрасное-благое. Такая была категория единства...
– Не можете повторить?
– Калокагатия...
Такой был идеал калокагатии Он включал в себя физические совершенства. Эти соревнования, которые проводились на могиле героев, они способствовали тому, что человек приобщается этим божественным силам, которые проявляются через этого героя. И мы сейчас свидетели того, что олимпийские игры, спортивные соревнования до сих пор являются сильнейшим эмоциональным допингом для зрителей. То есть там такие включаются общие психические силы, которые для человека представляют совершенно новый способ восприятия мира, переживания. И вы знаете, что многие молодые люди, которые стремятся к этим ощущением, они фанатеют... Они входят в состояние экстаза. Сходную природу, оторвавшуюся от этого, принимают эстрадные рок-фестивали на тех же самых стадионах, которые пронизаны этими энергиями. На самом деле, олимпийские игры носят оккультно-магический характер, как это было в Древней Греции и как это сейчас неосознанно продолжается, а может быть осознанно...
Разные школы находились в Древней Греции. Можно назвать школу идеалистическую и материалистическую. Материалистическая школа – это Эпикур, идеалистическая – это Платон. Идеалистическая школа говорила о принципиальном отличии души от тела и о предсуществовании души. А материалистическая школа учила, что душа человеческая – вещь среди прочих вещей и что она со смертью человека разрушается. Такой краткий общий взгляд на антропологию античности. Это вопрос больше информационный, если у вас есть проблемы, которые заставляют сомневаться, требуют проявления новых сторон... Или у вас все более-менее уложилось? Пожалуйста
– ... (?) ...
– Настроена схоластика тоже очень странно.
– ... (?) ...
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.