Понятие философской антропологии, страница 26

Что же происходит в этом роду? Знак несет в себе значение, это то, что соединяет смысл с его выражением, смысл позволяет быть выраженным в действительности. Смысл относится к миру духовному, к миру идей, а выражение относится к миру материальному, т. е. оказывается, что благодаря символу мир духовный проникает в мир материальный. Оказывается, что это и есть то, в чем главное призвание человека. Есть божественный смысл в мире, только человек может его воплотить через свою жизнь, через свои поступки, через созидание.

Таким образом, мы можем сказать, что есть смысл Богоборческий, который несет в себе враг Божий – сатана, и он тоже хочет, чтобы человек выражал его смысл – смысл разрушения, смерти – через себя. И вот вся рок-культура есть выражение этого сатанического смысла (уничтожение, разрушение, агрессия, бунт, бессмертие). Это не только музыка, но и образ жизни, образ действия, образ взаимоотношений. Мы открываем здесь глубочайшее средство человека всей категории символов. Человек сам по себе символическое существо, и всякая религия невозможна без символов, в силу империи. И только православие взяло на вооружение символ, как оружие своей культуры, потому что и храмы, и иконопись, и Священное Писание насквозь символичны, потому что символичен там человек. Там человек есть то, что благодаря какому-то качеству своего бытия может соединять воедино мир духовный и мир бытия. И теперь переходим к вопросу, что это есть за особое качество человека, которое позволяет ему исполнить его предназначение. Это личность человека. Статья В. Н. Лосского “Богословское понятие человеческой личности” (в книге “По образу и подобию”) углубляет этот вопрос.

Впервые ясно сказал о том, что человек есть символ, свят. Григорий Палама. Что есть человек, нам открыл это только Господь Иисус Христос, что есть сущность человека, что есть образ Божий. Был спор в конце III в., что есть природа Иисуса Христа, и был такой богослов, очень образованный, который предложил считать, что у Иисуса Христа тело и душа были человеческими, а дух – это высшая составляющая часть души (как в то время считали), был Духом Божиим. Ему отвечал свят. Афанасий Александрийский, что тело и душа даны и животному, у которого тело и инстинкт самосохранения являются стержнем животного, и в этом смысле Иисус Христос воспринял животную природу, но не человеческую. Он был обоженым животным, и то, что взял на себя Сын Божий, есть не вся природа человечества, а только ее часть, духа Он не взял человеческого, не произошло прививки от дробления. Важно понять, что проблема – восприял это Христос или нет – так отзывалась на нашем спасении. Древние восточные  христиане своим мировосприятием отличались от нашего, там люди прекрасно сознавали родовую взаимосвязь, они прекрасно понимали единство человеческого рода. Не случайно Иисус Христос приводил пример дерева или лозы, к которой прививается человек. И в этом смысле было такое малое хилое дерево – греховное человечество, к нему привился Иисус Христос через много тысячелетий существования человека на земле, но т. е. Он не имел первородного греха, то из этого хилого дерева пошла ветвь, которая со временем захватила всю его жизнь, стало живым. И мы в крещении можем привиться к этому  дереву. Это ощущение единства всего человечества – это основа восприятия человеческого рода древним человеком. Поэтому, если Христос, как начало новой жизни человечества не восприял духа, значит, и мы не можем восприять здорового духовного бытия, мы можем воспринять здоровое тело, здоровую душу Христа. Поэтому аргумент Афанасия был совершенно уместен для ереси.