Понятие философской антропологии, страница 21

Вот в этом смысле мы, христиане, удивительный народ, потому что у нас нет этого противопоставления духа и материи, которым долбит западная философия столько веков. Для нас все едино, но все отлично от Бога. И вот тогда я задаю вам домашнее задание на размышление. Вы знаете, был такой спор между свт. Игнатием Брянчаниновым и свт. Феофаном Затворником. Один из них, свт. Феофан, говорил, что ангелы как духи суть существа нематериальные. И нельзя говорить ни о какой тонкой материальности. А свт. Игнатий Брянчанинов говорил, что по сравнению с Духом Божиим духи ангельские все-таки имеют некоторую тонкую материальность, потому что они – духи сотворенные. Поэтому их материальность отлична от материальности физической, телесной. Но тем не менее можно говорить о духовной материальности. Вы попробуйте осмыслить спор с позиций того, что вы услышали, и свою позицию выскажите.

– ... есть еще дух человеческий ...(?)...

– Дух Божий присутствует в любом живом явлении (?), потому что мы им “живем, движемся и существуем”, как говорит ап. Павел. Жизнь это тоже суть манифестация Духа Божия. И больше того, даже порядок в мире, наличие вещества – самое крайнее, но тоже проявление Духа Божия.

– А все равно Вы не ответили на мой вопрос.

– А я не хочу отвечать, я хочу, чтобы вы сами подумали. Мы различаем. А в чем это различие, вы подумайте сами. Однако я никого не призываю (?) Такого перечня свойств отличных от... Одно есть различие, как аксиома, Божий Дух нетварный. А мы все тварные. Это одно отличие. А другое суть уже интуиция.

Нам надо совершить последний бросок: от личности Божией перейти к личности человеческой. Здесь мы можем сказать одно. С одной стороны, наши личности принципиально отличаются от Личности Божественной. А с другой стороны, они имеют самое основное свойство, такое же как у Личности Божественной. Наша личность – начало уникальности. Начало уникальности, сотворенное Богом. Это начало делает нас как бы возвышенными над нашей собственной природой. А вот теперь, пометьте себе, что природа человека есть природа всего материального мира. Та ступенька, пирамидка их 4-х ступеней, она вся входит в человека. Природа человека есть природа всего материального мира, но только воспринятая в уникальную человеческую ипостась (в данной личности). Таким образом, наше тело – граница нашей ипостаси.

Второй домашний вопрос. Я предлагаю вам осмыслить  термин, изобретенный Леонтием Византийским в V в., “ипостазированный”. “Ипостазированный” означает вбирание природы в личность. Вы подумайте над следующим. В чем состоит процесс ипостазирования человеческой природы в личность? То есть вообще почему мы говорим о воипостазировании?  В чем различается бытие Бога? Бог нуждается в ипостазировании или нет? Она вся ипостасна, триипостана? А наша природа? Что, каким-то образом она независима? Эти вопросы вы должны поставить. И продолжение этого вопроса: каковы ступени и пределы ипостазированияя материального бытия в человеческой личности... Пояснить поконкретнее на примере святого?

Так вы лучше поймете. Что делает святой? Он 1) сам приобщается к Божественной благодати, 2) начинает приобщать к ней свое тело. А кроме тела есть еще, например, ботинки. До каких пор идет процесс приобщения этой благодати через его подвиг соединения со Св. Духом? Где предел? Каковы ступени? 1-ая ступень – он приобщен Духом к Богу. А если его дух приобщен к Богу, его психика приобщена к Богу? Его мыслительные процессы? Волевые эмоции? А тело его приобщается? А его одежда? Его дом? И т. д. Подумайте, какие такие ступени.

– До бесконечности.

– Мне кажется, это очень интересный вопрос для понимания природы святости мира. Почему Литургия на нашей Святой Русской земле меняет мир вокруг? Что это за тайна? Если бы дух был отдельно от материи, ничего бы не происходило. А мы радуемся, когда новый храм возводится. Мы говорим “святой город, святая земля”. Монастырь под благодатью особой находится. Теперь вопросы. У кого какие вопросы?