Понятие философской антропологии, страница 14

– Поэтому понятие энергии антиномично. Это Божественное бытие вне сущности Бога. И вот проблема всей прежде существовавшей философии, в том числе христианской, состояло в том, что наблюдая мир идеальный, т. е. который организует ... (?) ..., т. е. мир законов, основных устойчивых связей, которые умный человек наблюдает в мире и за преходящей материей, обнаруживает мир вечный, мир вечный идей, как правило, предполагался тем миром духовным, который и есть мир божественный. Это то, что было у древних греков. Христианство вносит сюда одно очень важное различение – этот мир духовный, который мы отлеживаем в бытии этого мира, он есть еще мир сотворенный. А есть еще мир энергией, который есть причина этого материального мира. И мы с вами привели схему иерархии бытия. Это есть священный порядок. Иерархия – священный порядок бытия. Первый уровень, второй, третий, четвертый. На самом деле отсюда следует много выводов. Если вы будете общаться с приходящими к идее Бога физиками, то вы часто от них можете услышать, что они проводили исследования информационного поля и поняли, что бытие Бога может быть выражено такой-то формулой. я с этим встречался. У них глаза такие внимательные. Это люди, которые ищут предельного обобщения во всем, чтобы открыть универсальный закон. Но этот универсальный закон, даже если он будет законом всего вещественного бытия, он будет законом сотворенным. Но он никогда не будет ...(?)...

Мир, в котором живут ангелы, какой из этих уровней?

– Третий.

– Третий. Тоже сотворенные духовные существа.

А второй уровень – это тот замысел Божий о мире, который мы называем Премудростью Божией, Софией. И здесь задача религиозной мысли, догматики является осмысление того, как Бог творил мир Своим Словом, если София, Премудрость Божия, ассоциируется с Иисусом Христом до Воплощения, т. е. Сыном Божием до Воплощения. Тогда у нас оказывается, что этот мир энергий в своей державе несет Божий Сын, ибо Им было все сотворено.

В следующий раз мы продолжим рассмотрение иерархии бытия в материальном  мире и посмотрим на уровень организации форм жизни. И тогда сумеем более глубоко осмыслить, как мир божественных энергий входит в жизнь мира. Напоследок, в заключение я предлагаю вам сделать тоже различие, чтобы не было путаницы, которое предлагает Вас. Вас. Зеньковский в своей “Христианской философии”. Он предлагает эти божественные энергии в их конкретном воплощении, действии называть “логосом”. Это мир Логоса, а это мир идей. Говорят “божественные идеи”. Вот божественные идеи мы будем называть греческим термином “логос”, как слова, заключенные Богом.

– Какие идеи?

– А идеи – это то, что составляет мир сотворенный. Идеи – основа бытия вещественного. Вы знаете, что в основе каждой вещи есть идея. Философию Платона знаете? Есть идеи непосредственно созданные Богом. Это все имеющие в себе бытие существа или явления природы, а есть вещи, в которых идея передана от человека. Это все предметы культуры. И вы знаете, что все бытие вокруг человека мы делим на две сферы: мир природы и мир культуры. Мир природы имеет идеи, т. е. зиждется на идеях, вложенных непосредственно Богом. А мир культуры отличается тем, что он возник как результат творчества человеческого духа. И все, что находится в этом культурном мире (?) Идеи, вложенные человеком. Такое отличие между культурой и идеями. Вот  когда археологии находят обломки, какую-то вещь, какой первый вопрос они ставят: к какому миру относится?  Они пытаются найти следы, обработать. Если приложена человеческая рука, следующий предстоит вопрос: какова функция, какая идея вложена человеком? Понимаете? То есть это настолько глубокие вещи, которые интуитивно каждый исследователь в своем труде будет решать, потому что это есть основное о сотворенном мире. Идея Богом вложена. Идея от человека, который в себе соединяет бытие духовное и материальное. Я уже немножко забегаю вперед.

Плохая запись

Здесь идею слова я употребляю в философском смысле, а не в филологическом. Вы поймите. Идея – это сущность.

– А если результат – идея ... (?)...