Понятие философской антропологии, страница 20

Обрыв записи

... пребывать в одной сущности. Но мы с вами знаем тайну внутрибожественной жизни. Что составляет единство трех Личностей в едином существе? Это любовь. Она есть источник, начало единства. А вы знаете, что Бог есть любовь. А вот любовь есть высшая энергийная категория. Значит Божество это онтологическая категория, ипостась – это динамическая категория, а любовь – энергийно-динамическая категория, которая все это соединяет.

Я сейчас вычленю три типа бытия: бытие по ипостаси, бытие по существу и бытие по энергии.

– ...(?)...

– Они различны совершенно. И они невозможно одно без другого, вот что удивительно, они все вместе соединены.

Теперь, когда мы это осмыслили, мы можем ...

– ...(?)... Вы говорили, что это не имеет личности. Оно же себя проявляет?

– Зло – это динамическая ...(?)... Это есть энергийная характеристика проявлении личности. То есть она может проявить себя через природу. Но злой природы нет.

– ...(?)...

– Она извращает добрую природу как вирус. Зло паразитирует.

Таким образом, мы различаем в онтологии три природы: природу Бога, природу духовного (ангельского) и материальную природу. Важно понять, что материальная природа, в конечном итоге, едина, имеет одно бытие. Об этом говорят поиски универсальной формулы бытия, которую ищут физики, например Е=мс2, такой, которая могла соединить все. Поиски такой формулы говорят об интуиции единой идеи, единой сущности материального мира, бытия. Это поможет лучше понять, что такое Причастие?

Если вся природа материальная имеет единую сущность, тогда вочеловечивщийся Бог приобщен к этой единой сущности. Но это есть Божественная Личность. И если Божественная Личность берет на себя материалььную природу, эта природа в ней становится ...(?)... Таким образом, мы можем причащаться Христа все равно через какие материальные вещи Он  на Себя воспринял. Ведь Он ел яблоки, мед, пил вино на браке в Кане Галилейской. И все это превращалось в Его Тело. А мы знаем, что наше тело состоит в обмене со всей средой. Таким образом, наше тело то же самое, что и все материальные категории. Но оно воспринято нашей личностью. А то было воспринято личностью Иисуса Христа. Но Он как личность человеческая, сотворенная и ограниченная, как Личность Божественная может воспринимать в Свое естество весь мир. Поэтому Он может воспринять и хлеб, и вино. Как Он их раньше ел, а теперь Ему не нужен процесс пищеварения. Он их просто в Себя воспринимает. И мы после того, как св. Дух таинство совершает, восприятие хлеба, вина в Личность Иисуса Христа, мы в Причастии соединяемся с Его Божественными ...(?)...

– ...(?)...

– А это совсем другое. Это суть церковное, дисциплинарное установление.

– ...(?)...

– Да, просто Бог благоволил так причащаться. На Тайной Вечери Он так причастил, и мы поэтому делаем так. А Бог весь мир в Себя вбирает, и в конечном итоге, если человек соединяется с Богом, с Его благодатью соединяется все, что этот святой человек имел. Помните, кто из вас был в Дивеево. Как мы почитаем ботиночки преподобного? А в них та же благодать, что и на Серафиме, потому что его тело восприняло все.

Пояс Петра, помните? Пояса и платки брали, потому что это все были его вещи. А вещи – это продолжение человека. И причастие Духу Святому происходит и в причастии этим святыням.

– ...(?)...

– А вот, предположите, что нет противоположности между духом и материей, что дух сочленен с материей. Становится  понятие?

– Да. но ...(?)...

– А пока он не почувствует благодать через мистический опыт.