Понятие философской антропологии, страница 19

И я говорю о том, что будет на материальном уровне различаться. А различаться, потому будет... (Непонятный разговор) Хотя бы причастна духовности. Да, если они точная копия, то понятие точности требует анализа. Точного в мире ничего нет. Если уж дойти до крайности, то точности не будет. И пропорции красок, и другой состав химический. Даже если они из минералов разных горных вершин, один и тот же минерал взят, там уже какие-то микросмеси. Я если учесть схему, которую я уже стер, что одно в другое проникает, становится понятным, что материя и дух в единстве. Поэтому будет это незаметное различие. Дух другой движет молящимся человеком, который это делает. Поэтому я не вижу здесь противоречий... (Непонятный разговор) Онтология обязательна. Это аксиома. Я хочу, чтобы вы ее поняли. Это в принципе невозможно.

Теперь давайте смотреть дальше. Как нам осмыслить тайну Пресвятой Троицы? Вы пытались это делать?  Расскажите, если можно по-простому. Я долго думал, и у меня была та же ошибка, что и у Дамаскина, когда я прочел критику Вл. Лосского на это понимание. В Боге я представлял так. Живут три индивидуума: Отец, Сын, Св. Дух.

... (Посторонний диалог)

У каждого свой путь. Давайте подумаем. Бывает раздвоение личности, когда в одном теле живут два “я”, друг от друга не зависящие. У нас они часто независимы. А в Боге они совершенно иные: Отец это не Сын и Св. Дух это не Сын и не Отец. Они абсолютно в этом смысле разливаются. Но с другой стороны, нельзя сказать, что Они друг от друга независимы. Они настолько соединены во взаимной любви, единстве. Мы же не можем их оторвать. Как умно заметил один богослов. Их нельзя даже исчислять, говить 1-ое Лицо, 2-ое, 3-ье. Это мы уже делаем формально, потому что каждое из Лиц обладает 1) полным бытием, 2) уникально.

Вот я вспоминаю примеры. У Григория Нисского есть солнце, свет и луч. А вы знаете, что с философской точки зрения этот пример неверен, потому что солнце, луч и свет суть атрибуты единого. Атрибуты, свойства. Здесь некоторое голословие допущено. Понятно, что солнце есть конкретный объект, а свет есть общее понятие. Это свет, но это не солнце. А Отец, Сын и Св. Дух есть начало в некотором смысле однородное, как ипостась. Пожалуйста, есть примеры... (Непонятный разговор)

Это три проявление одного. Единый луч расщепляется. В этом смысле единое Божество проявляет себя как Отец, потом как Сын, потом как Дух. Помните ересь модалистов. Единое Божество расщепляется в своем проявлении. Пример близок. Но с другой стороны, это не то. Здесь мы приходим к тому, что понять это реже через какие-то примеры невозможно. Можно только приближаться. Вот еще есть один пример у св. Григория Нисского, который чуть-чуть ближе стоит к тому, что интуитивно постигает современное православное богословие. “Представьте себе, – говорит он, – три солнца в одном. Если они будут находиться в одном месте, одним светом светить, их различать можно только мысленно. То есть все знают, что мы там три солнца, а мы будем видеть одно”. Этот пример чуть-чуть ближе, потому что Бог есть единое проявление. И мы только из Откровения Иисуса Христа узнали Св. Троицу. И мы знаем только со слов Господа, в которого мы веруем, что есть Отец, Сын и Св. Дух. Есть у нас еще какой-нибудь источник знания о Св. Троице? Никакого нет. Понимаете? И вся жизнь церковного разума первых 4-х веков была посвящена этой проблеме. И сейчас посвящена. Как это единое Божество и в то же время Отец, Сын и Св. Дух!? Каждый из Них есть Бог совершенный. Это открывается опять же при одном допущении, что есть бытие как онтология, а есть бытие динамическое. Этот модуль бытия динамический позволяет понять, что личность суть источник активности, начало самоопределения, начало свободы. Таким образом, мы имеем в Боге, Едином Божестве три начала активности – Отца, Сына, Св. Духа. Лучше всего в нашем опыте позволяет понять различие личности, ипостаси от усии, природы один пример. По-моему Лосский его у кого-то взял. Природа отвечает на вопрос: что?, а личность на вопрос: кто? Это просто и ясно. Если я буду говорить, какие есть у Олега свойства. У него есть духовность, разумность. Но это не суть. Даже какое имя. Что имя? Имя еще не есть человек. Имя – это то, что обращено к личности, но не есть сама личность. Почему много в мире Олегов, Алеш, но мы не путаемся? Потому что это общее имя усвоено этим началом уникальности личности. В этом смысле тайна Пресвятой Троицы окажется навсегда тайной. И мы можем сказать одно, что личность есть начало уникальности. Это источник особенностей. А природа есть единство, та среда, которая ...(?)... Теперь представьте, если личность – начало полного отличия, уникальность. Даже слово “отличие” от слова “личность, лик”.  Эта личность как начало уникального не могла бы себя никак проявить, встретиться с другой личностью, если бы не была по природе, которая была бы обща, которая бы их соединила. Вот как нас друг с другом соединяет воздушная среда. Вы бы меня не слышали, если бы у нас здесь выкачали воздух. Вы бы видели, что я как рыба с ...(?)... губами. А вот это та общая среда, которой каждый из нас дышит, она позволяет быть соединенными нам. Или вот связь телефонного, радио. Она через металл, явление электромагнитных колебаний передает ...