Понятие философской антропологии, страница 10

Человек имеет право высказывать свое мнение. Пишите, что вы думаете по этому вопросу. Это как сегодня учителя, физики, такие интересные, в основном, под 40 лет, кому под 50 лет. И там интересная выставка. И человек с резкими заявлениями. И на него накинулись чуть ли не с кулаками. Неумение регулировать...

Пометьте в блокнотике, дома разовьете. Пойдем дальше.

Еще один вопрос к вам: Благодать одна или существуют разные виды? Может быть они воздействуют по-разному? На что она воздействует? От чего зависит эта разница? Это все интересные вопросы.

Следующая проблема православной антропологии. Подумайте, какие еще есть проблемы у современной антропологии? Мы можем наметить следующую вещь: что есть дух? Дух с большой буквы и с маленькой.

– Вы дали домашнее задание и не объяснили, что есть Дух. Я не смогла бы ответить на этот вопрос.

– Да, мне это и надо.

С одной стороны, у каждого человека есть индивидуальный дух. С другой стороны, мы говорим, что духовные ценности общезначимы. На то они и духовные. Вот соединение духа человека и духа человечества. Как оно возможно, если возможно. Как оно происходит в реальной жизни. Может быть мы все сливаемся в Атманом и правы индусы со своей практикой медитации, растворения в Абсолюте. Если мы не сливаемся, то что означает это неслияние. Значит мы имеем какую-то стенку, отделяющую нас от духа мирового. Еще одна проблема. Мировая душа. Многие русские религиозные мыслители приходили к концепции мировой души. Настолько гармонично бытие всего мира, что трудно предположить, что он существует без некоторого единого центра, который все это соединяет. Что есть этот центр? Источники его, активность, гармония? Если центр – мировая душа, как согласуется с ней дух человека и дух человечества? Итак, первая проблема – дух человека и дух человечества, их соотношение. Вторая – дух человека и мировая душа. Это тоже вопросы, обращенные к православной антропологии. От этого зависит наше отношение к миру. Проблемы эти религиозно-философского порядка, и они требуют помимо владения современными научными данными, знаний научных теорий. Они предполагают очень глубокое знание этой проблематики в ее истории, в ее христианском восприятии. Вопросы, принадлежащие к богословию, мы сейчас назовем. У меня еще один вопрос: связь духа и материи? Как она осуществляется. Это вопрос насущно важный. Я знаю много примеров, когда люди ведут духовную жизнь, очень активно посещают Храм, читают правила и при этом совершенно нетерпимы в своих обычных отношениях. Являются жесткими, отталкивающими или, наоборот, такими либеральными, что никто и не догадывается, что они верующие. На самом деле, это частный случай применения этого момента. В таком случае человек молясь находится в благодати или нет? Когда мы молимся и обращаемся к Богу, он же слышит нас. Если такой человек, который часами молится, а любви не имеет, может быть он ее имеет, но так глубоко прячет, или он за любовь считает это. Любовь должна быть духовной, а не душевной, вы же это знаете. Нужно делать постное выражение лица, говорить людям жесткую правду об их духовности. Это вопрос не только нравственный, но и философско-богословский. И более широко можно поставить этот вопрос: о связи духа и материи. В этом смысле и происхождение человека, и развитие мира, связи в обществе человеческом. Есть ли дух народа или нет? Мне тоже кажется, что есть. А что это за дух народа? Он реально существует или чисто количественно. Собираются все вместе...

– Это просто некий набор свойств, качеств...

Может быть есть некоторая связь...

... Непонятная речь ...

– ... Здесь есть еще один оттенок – дух народа обладает индивидуальностью, некоторыми чертами...

–... (?) ...

– Есть ли родовая сущность народа? Ее отражение в культуре? ... Это вопрос немного другого характера.

... Он не имеет своего онтологического (?), только потенциальное. Эта проблема, над которой православная антропология должна думать. Что такое образ Божий?

– Над этим должны думать...