Понятие философской антропологии, страница 13

Это более низкий уровень. В конечном итоге, периферия, эта эманация оказывается настолько отдаленной от божества, что теряет божественные свойства, кроме одного – свойства бытия. И таким образом, Бог оказывается включенным в весь окружающий мир. Кстати говоря, Древняя Греция исходила из такой концепции. И Аристотель со своим Перводвигателем говорил, что у всего вращения этих небесных сфер есть Первопричина – Бог.

Есть еще одна концепция, которая является крайним случаем этой схемы. Это – крайний буддизм. Он говорит, что мир, материя нематериальна, что мир – кажущая реальность, фикция, “майя”. В данном случае Бог просто порождает игрой своих ...(?)... случайность и хаос, который порождает майю, видимость бытия. ...(?)... снова возвращается к Богу через человека, когда он растворяется в ...(?)... Эта схема отражает тот же принцип. Единственно здесь материя антропонизирована (?), а здесь материя действует ...(?)... Вот это все, что произвел до Рождества Христова человеческий разум. Эта схема тоже представляет вид эманации. Но в данном случае эта майя есть элемент божественного бытия, которое составляет случайное временное сочетание, которое является реальностью, окончательной и онтологической. Временное случайное сочетание. Душа – временное случайное сочетание этого хаоса. Когда ты молишься, твое “я” возвращается к Богу, и твоя ...(?)... будет ...(?)... божественное существование.

Что является установкой христианской метафизики? Давайте 4 изложенных мною принципа переведем в схему. Мы увидим следующее. Материя и дух ...(?)... Бог в каком отношении стоит в этом и в другом...(?)... если Бог творит мир. Материя есть другое?

– Нет

– Значит в христианстве это отрицается, самосущный хаос. Хаос не самосущ, он Богом сотворен.

Эта схема подходит сюда, что Бог творит материю, или не подходит? Потому что Бог принципиально от материи отличается, а здесь Он ...(?)... Здесь материя реальна ...(?)... Итак получается, что христианская концепция сотворения мира из ничего противоречит всем иным. Это нонсенс. Итак, что мы видим. Бог запределен. Поэтому я ...(?)... Актом своей божественной воли дает начало бытия и духу, и миру. В этом смысле Бог ассирийцев, древнего Вавилона является тем духом, который тоже сотворен. Если мы возьмем срез наличности, мы увидим: дух и материя ...(?)... Если мы возьмем схему иерархической последовательности, т. е. развертывание ...(?)..., то мы должны будем записать еще одну. Эту схему и еще одну. Здесь ... материя, здесь духовный мир. Мир материальный и мир духовный. Бог творит сначала духовный мир, потом материальный. Это творение из ничего настолько противоречит тому наличному опыту, который у нас есть, что больше всего это подвергается логической критике. Но с другой стороны, указывает на то, что это не может быть результатом естественного вывода из наличного опыта человечества, потому что мы видим, что человек привык делать вывод из опыта, находить всему первопричину. Здесь этой первопричины нет. Понимаете? Такое, чтобы что-то возникло из небытия, такого нет. Это разум исключает, чтобы что-то возникло из ничего, движение и пр. Таким образом, христианская метафизика дает ответ на вопрос: откуда все возникло? Но тем не менее, Бога оставляет за пределами мира.

Тогда встает вопрос: если дух тоже рожден Богом, самопричина в самом Боге? Таким образом, Бог связан с миром? На этот вопрос отвечает еще одно очень важное положение ...(?)..., точнее православной ...(?)..., которое католическое ...(?)... Бог вмешивается прямо в мир. Мы же говорим, что Он продолжает участвовать в мире. Как же мир оказывается инородным Богу?..

Обрыв записи

... Бог неприступен в своей сущности. И есть несотворенные энергии, которые суть выступление Бога за Его пределы. Энергии – это божественные проявления, но не Сам Бог – как это не Сам Бог? Это Сам Бог. Это не сущность Бога, но это другой модус Его бытия. Это Бог.

– Это Бог и не Бог.

– Это не Божественная сущность.