Плохая запись
– Ну, если онтология материальна ... (?)... Ангелы разве не духовные сущности?
– Это личностные существа. А вот идея добра – личностное существо?
– Подумайте.
– Я сомневаюсь, что я – личностное существо. Поэтому я сомневаюсь вообще в ... (?)... Получается, что онтологические идеи укоренены в Боге.
Лекция № 3 от 11.11.98 г.
Догматические основания православной антропологии.
Откройте перед собой эту тему плана. Догматические основания святоотеческой антропологии. Это название 2-го раздела, к которому мы перешли, начиная с прошлой лекции, но так как мы задержались на проблемах, но у нас просто лекция 3 была не доведена до конца. Поэтому у нас сегодня предполагается напряженная работа. Мы должны доделать то, что не успели в прошлый раз, и сделать основной план 4-ой лекции, так как начали отставать. Поэтому я прошу сегодня особенно сосредоточено вести конспект. Сегодня будет много разбираться вопросов, связанных с догматикой, метафизикой, философией, богословием как таковым. Я прошу вас на полях отмечать знаки вопроса, когда вам что-то не до конца будет понятно. И напомните мне за 10 мин. до окончания, что время уже кончается. Я хотел бы после лекции увидеть всех тех, кто готовит сообщение на семинар. И еще хочу поставить вас в известность. У нас через три занятия, после семинара будет лекция-семинар, № 7 по счету. Это я предложил особую форму. Это близко к семинару. Но отличие от семинара в том, что вы не предлагаете мне на оценку или братьям на обсуждение вопрос, а просто включаетесь в изложение лекции. Я веду занятие, а часть фрагментов информации вы даете сами, проработав определенные вопросы. Можно открыть план наших занятий. Лекция -семинар № 7. То есть я как бы часть вопросов передаю вам на изложение. Эта лекция зачисляется как семинар. Она, с одной стороны, немного проще, потому что я буду непосредственно вести вашу подготовку, а, с другой стороны, сложнее, потому что ответственнее, вы должны осмысление материала дать товарищам. Почему я эту тему вынес? “Современная философия и православие, положение и призвание человека в мире” – на такую форму занятий? Потому что здесь нужно излагать позиции разных мыслителей и давать им оценку с православной точки зрения. В принципе вы это уже должны начать делать. Итак, давайте обратимся к материалу нашей лекции.
Мы в прошлый раз говорили о принципах христианской метафизики. Понятно ли вам решение антиномии: духа – материи, тварного – нетварного? Вы знаете, что существует извечный философский спор идеалистов и материалистов. Как наша точка зрения относится к этому спору? Наша позиция какова? Противоречия существуют духа и материи? Да, наше мировоззрение преодолевает эту антиномию. Для нас и дух, и материя суть творения Божии – как духовный мир, так и мир материальный. Более того, мне кажется, что нам очень важно при различении духовной и материальной субстанции видеть их некое единство. Это единство можно усмотреть в иерархии материальной жизни. Вот давайте эту иерархию отразим в схеме. Я у вас скоро весь мир переведу ... (?) ... Запишите “иерархия материального мира”. Она достаточно проста. Неживая материя, которая имеет два уровня организации. Сначала материя, как таковая, а потом вещество . Чем вещество отличается от материи? Вещество имеет структурную ориентацию. То есть первичная основа вещества – атом объединяет не только молекулы, но и кристаллическую и любую другую решетку в виде жидкости, твердого вещества.
Психологическая и разумная ... (?) ...
Это то, что мы имеем в наличном, материальном мире, воспринимаемом нашими чувствами. Здесь есть 2 вектора. Это увеличение сложности системы. А здесь другой вектор – присутствие духа, смысла. Чем выше ступень, тем больше смысла, сложности в ней мы имеем. Вот это наличие 2-х векторов позволило Шелеру сделать предположение о том, что материя есть источник сил, а дух есть источник ... (?) ... Он исходил из предположения наличия некоторого смыслового начала. Только он дух относил тоже к объективно существующим, объективно существующим в сфере мира сего ... (?) ... Только непонятно, что это за дух.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.