– Тут сегодня этот самый астроном высказал мысль, которая для меня знакома, но это для вас. “К сожалею, – сказал он, – есть такая неприятная теорема Геделя (?) о непротиворечивости системы”. Слышали? Дело о том, что мы привыкли рассуждать объективно, логически, чтобы все было истинно. Вот мы строим какие-то аксиомы, например, если прямые параллельны, то они никогда не пересекутся, или на прямой – бесконечное множество точек. И мы строим евклидову геометрию. Вы знаете, что стоит изменить одну из аксиом, то вся евклидова геометрия превращается в геометрию Лобачевского, в которой действуют другие законы. Получается следующий вопрос: может быть евклидова геометрия ложная? Не на истинных основаниях? Тогда вы проверяете аксиому. Лобачевский кстати начал с сомнения принципов, постулатов (?). И вот этот Гедель поставил вопрос ко всей науке в целом. Этот вопрос относится к математической логике. Можем ли мы быть уверенными в правильности своих позиций? И он сделал такой вывод, что система определенных понятий никогда не может быть доказана в качестве истинной, если мы не взглянем на нее со стороны, с другой системы. Она в себе не несет достаточных оснований истины, т. е. для того, чтобы доказать, что система или аксиома истинна, нужно посмотреть на нее с другой позиции, которая выходит за пределы этой системы. Но тогда возникает новая система. Если мы доказали истинность той, а истинно ли то основание, с которым мы работаем дальше. Тогда возникает необходимость формирования новой системы, которая опять же не может...
– Ну, это до бесконечности.
– Так она (теория) дурная или нет?
Эта теория еще с одной стороны – онтологической (?) опровергла самомнение науки. Оказывается, что никакие научные данные не могут быть признаны окончательными, непротиворечивыми, т. е. годными. Значит мы приходим к следующему выводу: истина – это сверхлогическая вещь. Никто не вправе заявить, что он обладает истиной. Ни Нильс Бор, ни Эйнштейн, ни Римский папа, никто не является.
Значит образ Божий в человеке мы затронули. Проблема следующая. Человек ощущает в себе призвание к бесконечности. Человек сам по себе конечное существо. У него ограничен разум, начало бытия. Ограничена способность вместимости всех его чувств. Вы знаете, когда голодный домой приходишь и думаешь, сколько сейчас съем. И вдруг чувствуешь, что через 15-20 мин. невкусно становится... Может ли человек выпить море? Если он не может, то в чем состоит его вечная жизнь. Как некоторые дети в школе говорят: “А я не хочу в рай?”
– Почему?
– А мне надоест яблочки кушать, ангелов слушать.
– ... (?) ... А чем же все-таки в раю занимаются?
– ... А будет ли там любимая собачка? Если нет, не хочу... (?)
Человек будет вечно с Богом. Но человек же конечен! Как же он может быть вечно с Богом. Понимаете, разъяснение этого противоречия очень важно. Мы можем на основании высших понятий сказал, что в человеке есть образ Божий. Образ Божий бесконечен и человек будет до бесконечности погружаться в бесконечного Бога...
– ... (?) ...
– В чем тогда мы можем эту бесконечность уловить сейчас. Эмпирическое проявление бесконечности. Мы пришли к выводу, что с богословской точки зрения человек бесконечен. Тогда эта бесконечность должна проявляться уже сейчас. Он бесконечен в своей конституции? Или он бесконечен где-то в своей потенции, а сейчас он конечен? Вот эти все проблемы я вам накидал. Их можно долго перечислять, их очень много. Но сводятся они к трем основным проблемам: человеке и мир, человек и человечество, человек и Бог.
... (Непонятный разговор)...
... Вот, что касается проблем современной православной антропологии. Мы с вами поступим таким образом. Вы к следующему разу выбираете одну из названных мною проблем. Это нужно сделать сегодня. Вы в своей тетрадочке откладываете страниц, сверху пишите название выбранной проблемы, потом со всего годового курса собираете в копилочку то, что помогает вам сориентироваться в этой проблеме, которую вы выбрали. Посмотрим, что у вас соберется в конце года. Эти странички по проблеме должны включать: 1) ваши размышления над материалами наших лекций, 2) ваши собственные рассуждения по прочитанным книгам, если такие будут. Эта форма ведения вашего размышления носит факультативный характер. Если вы хотите ...(?)... себя развить, я вам это предлагаю. Если нет, то хотя бы формально соберите то, что будет попадаться на лекциях. Понятна задача?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.