Понятие философской антропологии, страница 16

Мы можем сказать, что человек есть то звено, которое соединяет мир духовный и мир материальный. Я это уже говорил. Но встает вопрос: разве нет в животных начала чего-то разумного? Вы можете сказать, что инстинкты и способ выведения у животных бывают очень совершенными. Мы видим осмысленность. Вот сегодня я наблюдал птичек на подоконнике, стучат клювом, чтобы хозяйка им накрошила продовольствия. Они уже запомнили это окно, летят, просят. То есть элемент разумного поведения есть и у животных. Вы знаете, как бобры строят плотины. Много можно об этом говорить. Совершенство некоторых животных организмов приводит к тому, что некоторые ученые пытаются говорить, что не существуют грани между человеком и животными. Тем не менее эти грани есть. Каждому определенному уровню соответствует определенное качество бытия, отсутствующее во всех предыдущих структурах. Здесь одушевленность, а здесь разумность. Это не качество. Мы можем сказать, внимательно посмотрев на эту схему, что нельзя однозначно противопоставлять духовное и материальное, что дух присутствует в разной мере в каждой из этих систем. Но только человек есть то существо, в котором дух присутствует в полной мере. Здесь встает вопрос, что состоит ... (?) ... духовного мира. Здесь я не могу дать сведения, чтобы этот вопрос так однозначно ставился и решался. К настоящему моменту мои размышления по этому вопросу находятся на такой стадии. Прежде всего, я знаю, что есть мир духовных существ. Мы знаем, что духовный мир никогда не был нейтральным. Есть поле духовности... И носителями духа являются духовно-разумные существа – ангелы. Ангелы – богоподобные духи по отношению к Богу. Но есть ангелы, противящиеся Богу. А вот, с другой стороны, мы знаем немногие сферы духовной жизни человека, сферы идеалов, ценностей. Мы знаем, что духовные устремления соединяют множество людей в единое. Здесь мы можем говорить о наличии духовного мира. Здесь можно сказать так, что есть множество духовных смыслов, идей, носящий духовный характер. Это множество идей является, с одной стороны, принадлежащим к духовному миру, а, с другой стороны, стоит вопрос: эти идеи личностные или нет? В прошлый раз как раз возник вопрос. Мне кажется, что все эти идеи духовные коренятся во внешнем (?), который сотворен. То есть Логос, Слово Божие, есть одновременно и носитель, породитель этих идей. Всегда эти идеи духвоно ориентированы. Они духовно не безразличны. Здесь встает вопрос: какова природа идей духовного мира? Этот вопрос пока оставим и пойдем дальше.

– Идеи философские ... (?) ...

– Идея – это богословско-философское понятие ...

– ... (?) ...

– Не совсем так. Он просто по-другому мыслил их соотношение с реальностью. А сам термин Платона. И вот здесь вводится одно категориальное понятие в православном учении о мире, человеке. Это понятие о энергии. Энергия.

Мы в прошлый раз записывали, что это антиномичное понятие. Вот это понятие энергии позволяет решить эту проблему. Дело в том, что энергия – это категория не совсем онтологическая, это категория динамическая. Энергия – это онтологическо-динамическая категория. Что такое онтология? Онтология – учение о бытии как оно есть. Вот есть дух, категория, Бог, есть какие-то силы. Это все онтология. Онтология изучает мир сущностей. Вот воля, зная или добрая, относится к миру онтологии. Оказывается зла нет как сущности. Бог ничего злого не создал, никакой злой сущности не создал. Поэтому зло оказывается не онтологической категорией, а категорией динамической. И еще можно сказать категорией, связанной с миром нравственных ориентиров, духов, ценностей. Если подходить на таком высоком богословском уровне, то мы будем называть энергию динамической категорией. Это то, что выражает становление или позицию. В этом смысле энергия, с одной стороны, есть причастие сущности Божией. А с другой стороны, энергия есть не Сам Бог. Это то, что возле Бога.

– Эти путаные эманации, они насколько близко к энергиям?