Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 42

Можно исследовать:

склонность к риску;

удовлетворенность работой (учебой);

коммуникабельность;

наблюдательность.

При выборе исследуемой характеристики в курсовой работе полезно обратиться к литературе по психологии для:

выбора одной из характеристик, важных для маркетинга;

четкого определения выбранной характеристики;

четкого отграничения от других, похожих характеристик.

Ввиду сложности предмета исследования психологии этот путь применяется не только начинающими, но и опытными маркетологами.

2.  Разрабатывается ряд утверждений или вопросов для теста на выбранную тему. Особенность психологических тестов состоит в том, что один вопрос не раскрывает тему. Грамотность тоже нельзя проверить, попросив написать одно слово, а экзаменационная оценка не ставится по ответу на один вопрос.

Число вопросов должно быть:

для практического занятия – 12… 15;

для курсовой работы – 30…35  [38].

К вопросам разрабатываются и варианты ответов, причем каждому ответу назначается определенный вес. Чем больший вес наберет респондент по ответам, тем в большей степени он будет обладать изучаемой характеристикой. Например, в тесте на коммуникабельность возможен вопрос типа:

Что Вы больше всего любите делать по выходным?

Спать или читать книгу – 1 балл.
Смотреть телевизор – 2 балла.
Гулять с друзьями – 3 балла[39].

Можно формулировать ответы как меру согласия с некоторым утверждениям. Например, для теста про любовь к животным возможен следующий вопрос:

Насколько Вы согласны со следующим утверждением: «Домашние животные делают нашу жизнь радостной»?

Полностью согласен – 3 балла.
Частично согласен – 2 балла.
Полностью не согласен – 1 балл.

Среди этих вопросов будут как хорошие, так и не очень, но предполагается, что хороших вопросов все же больше, и чем больше отвечающий набрал очков, тем в большей степени он обладает исследуемой характеристикой.

Пусть при разработке теста на коммуникабельность были разработаны следующие 7 вопросов.

Что Вы больше всего любите делать по выходным?

         Читать книгу – 1 балл.

         Смотреть телевизор – 2 балла.

         Гулять с друзьями – 3 балла.

Любите ли Вы долго разговаривать по телефону?

         Нет – 1 балл.

         Иногда, по настроению – 2 балла.

         Да – 3 балла.

Много ли у Вас друзей?

         Мало – 1 балл.

         Не так уж и мало – 2 балла.

         Много – 3 балла.

Помните ли Вы наизусть дни рождения своих друзей и знакомых?

         Одного - двоих – 1 балл.

         Довольно многих – 2 балла.

         Практически всех – 3 балла.

Часто ли Вы говорите, что заняты, если Вам звонят и хотят поболтать часок-другой?
        
Да – 1 балл.

         Редко – 2 балла.

         Все бросаю и сажусь к телефону – 3 балла.

Что Вы будете делать, если Вас пригласят в незнакомую организацию?
        
Откажусь – 1 балл.

         Соглашусь неохотно – 2 балла.

         С радостью соглашусь – 3 балла.

Любите ли Вы быть центром внимания?

         Нет – 1 балл.

         Редко – 2 балла,

         Всегда – 3 балла.

3.  Заготавливается анкета для проведения предварительного опроса. При выполнении задания на практическом занятии можно зачитывать вопросы и ответы вслух. При выполнении курсовой работы анкета должна быть рассчитана на письменное заполнение респондентом, и для того, чтобы результаты были более точными, респондент не должен видеть веса ответов, хотя бы в тот момент, когда он выбирает ответы. Респонденту нельзя показывать ответы других респондентов, так как есть большая вероятность того, что он просто перепишет их, не задумываясь над ответами.