Можно исследовать:
склонность к риску;
удовлетворенность работой (учебой);
коммуникабельность;
наблюдательность.
При выборе исследуемой характеристики в курсовой работе полезно обратиться к литературе по психологии для:
выбора одной из характеристик, важных для маркетинга;
четкого определения выбранной характеристики;
четкого отграничения от других, похожих характеристик.
Ввиду сложности предмета исследования психологии этот путь применяется не только начинающими, но и опытными маркетологами.
2. Разрабатывается ряд утверждений или вопросов для теста на выбранную тему. Особенность психологических тестов состоит в том, что один вопрос не раскрывает тему. Грамотность тоже нельзя проверить, попросив написать одно слово, а экзаменационная оценка не ставится по ответу на один вопрос.
Число вопросов должно быть:
для практического занятия – 12… 15;
для курсовой работы – 30…35 [38].
К вопросам разрабатываются и варианты ответов, причем каждому ответу назначается определенный вес. Чем больший вес наберет респондент по ответам, тем в большей степени он будет обладать изучаемой характеристикой. Например, в тесте на коммуникабельность возможен вопрос типа:
Что Вы больше всего любите делать по выходным?
Спать или читать книгу – 1 балл.
Смотреть телевизор – 2 балла.
Гулять с друзьями – 3 балла[39].
Можно формулировать ответы как меру согласия с некоторым утверждениям. Например, для теста про любовь к животным возможен следующий вопрос:
Насколько Вы согласны со следующим утверждением: «Домашние животные делают нашу жизнь радостной»?
Полностью
согласен – 3 балла.
Частично согласен – 2 балла.
Полностью не согласен – 1 балл.
Среди этих вопросов будут как хорошие, так и не очень, но предполагается, что хороших вопросов все же больше, и чем больше отвечающий набрал очков, тем в большей степени он обладает исследуемой характеристикой.
Пусть при разработке теста на коммуникабельность были разработаны следующие 7 вопросов.
Что Вы больше всего любите делать по выходным?
Читать книгу – 1 балл.
Смотреть телевизор – 2 балла.
Гулять с друзьями – 3 балла.
Любите ли Вы долго разговаривать по телефону?
Нет – 1 балл.
Иногда, по настроению – 2 балла.
Да – 3 балла.
Много ли у Вас друзей?
Мало – 1 балл.
Не так уж и мало – 2 балла.
Много – 3 балла.
Помните ли Вы наизусть дни рождения своих друзей и знакомых?
Одного - двоих – 1 балл.
Довольно многих – 2 балла.
Практически всех – 3 балла.
Часто ли Вы
говорите, что заняты, если Вам звонят и хотят поболтать часок-другой?
Да
– 1
балл.
Редко – 2 балла.
Все бросаю и сажусь к телефону – 3 балла.
Что Вы будете делать,
если Вас пригласят в незнакомую организацию?
Откажусь
– 1
балл.
Соглашусь неохотно – 2 балла.
С радостью соглашусь – 3 балла.
Любите ли Вы быть центром внимания?
Нет – 1 балл.
Редко – 2 балла,
Всегда – 3 балла.
3. Заготавливается анкета для проведения предварительного опроса. При выполнении задания на практическом занятии можно зачитывать вопросы и ответы вслух. При выполнении курсовой работы анкета должна быть рассчитана на письменное заполнение респондентом, и для того, чтобы результаты были более точными, респондент не должен видеть веса ответов, хотя бы в тот момент, когда он выбирает ответы. Респонденту нельзя показывать ответы других респондентов, так как есть большая вероятность того, что он просто перепишет их, не задумываясь над ответами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.