Маркетинговые исследования: Методические указания по выполнению курсовой работы и проведения практических занятий, страница 38

Если же вопросов более 50, то обычно имеются все значения медианы и выбирается фактически количество вопросов: если выбран шаг 0,5, то их будет около 20 (анкета получается точнее, но более утомительна для респондентов), если выбран единичный шаг, то порядка 10 (анкета проще для ответов, но менее точна).

7.  Составляется окончательная анкета, содержащая только отобранные «хорошие» утверждения и указание:

Отметьте утверждения, с которыми Вы согласны относительно телеканала ОРТ[33].

8.  Проведение опроса. Опрос можно проводить с целью определения того, как различные респонденты относятся к исследуемому элементу; как один и тот же респондент относится к различным элементам выбранного класса.

9.  Обработка результатов анкетирования. В качестве оценки отношения респондента берется среднее значение по ответам да. Если ответов да нет вообще, то анкета не дала результатов для данного респондента. Если ответов да мало (один-два), то ответы получаются неустойчивыми[34].

Если в анкете, содержащей выделенные курсивом утверждения из табл. 7 респондент согласился с утверждениями 6, 4 и 2, то его отношение вычисляется как (2,5+4,5+9)/3=5,3.

10.  Обобщение ответов респондентов.

В качестве границы между хорошим и плохим отношением нельзя брать значение 6. Правильнее будет найти среднее или медианное отношение по всем опрошенным, а затем считать, что отношение, оцененное баллом, большим среднего, хорошее, а оцененное ниже среднего – плохое.

11.  Для разработки рекомендаций по улучшению отношения следует найти несогласие с одной и той же положительной характеристикой или согласие с отрицательной среди большого числа респондентов. Далее надо оценить возможность и легкость изменений данной характеристики. В заключение надо предложить одно-два мероприятия, которые смогут улучшить отношение респондентов к исследуемому элементу.

Дальнейшая обработка результатов опросов с помощью кластерного анализа

Собранные ответы респондентов можно использовать для их сегментирования. Для этого может быть использован кластерный анализ ответов респондентов. С его помощью можно выделить группы респондентов, схожих по своему отношению к элементам исследования. Это позволит выбрать мероприятия по улучшению отношения, которые дадут наибольший эффект. Например, если определенная группа опрошенных считает, что качество передачи звука и изображения телеканала недостаточно хороши, улучшение этих параметров позволит улучшить отношение этого сегмента к телеканалу.

Данная тема может стать темой курсовой работы.

Кластеризацию можно выполнять согласно указаниям, приведенным выше.

15.2. Построение и использование шкалы Ликерта                       для измерения отношения

Использование данного метода имеет много общего с предыдущим случаем в плане области применения и принципов разработки. Различия касаются метода отбора хороших вопросов и шкалы ответов. Чтобы сравнение было более наглядным, будут максимально использованы данные примера, иллюстрирующего применение шкалы Турстоуна и Чейва.

Задание

Разработать анкету для измерения отношения методом Ликерта. Применив ее для опроса респондентов, дать рекомендации о возможных путях улучшения отношения к выбранным объектам исследования.

Порядок работы

Работа может выполняться как лабораторная. В этом случае все студенты проводят опрос по одной проблеме и обрабатывают одинаковую анкету, сверяя полученные результаты. Если же эта тема взята как тема курсовой работы, то она проводится индивидуально, и для опроса требуется самостоятельно подобрать респондентов.

Работа выполняется в следующей последовательности.

1.  Определяется цель исследования.

2.  Выбирается класс элементов исследования. При выполнении этих этапов руководствуйтесь п. 15.1.

3.  Разрабатывается ряд утверждений относительно элементов выбранного класса. Рекомендации по их выбору даны в п. 15.1. Для примера будут использованы утверждения, приведенные в п. 15.1.